Posted 12 января 2017,, 09:23

Published 12 января 2017,, 09:23

Modified 31 марта, 00:36

Updated 31 марта, 00:36

Тиллерсону устроили проверку на «свой-чужой»

12 января 2017, 09:23
Американские сенаторы решают, чем является близость кандидата в главы Госдепа к России — преимуществом или недостатком?

Более девяти часов с небольшими перерывами длились слушания комитета Сената США по международным отношениям, посвященные обсуждению кандидатуры нового главы Государственного департамента. На этот пост избранный президент США Дональд Трамп предложил назначить бывшего генерального директора компании Exxon Mobil Corporation Рекса Тиллерсона. Главный вопрос, который интересовал сенаторов — готов ли один из самых высокооплачиваемых менеджеров мира, работавший в течение 41 года в нефтяном бизнесе, возглавить Госдепартамент?

Сенаторов беспокоило, сможет ли руководитель крупной международной корпорации, известной борьбой с несогласными активистами, стать эффективным чиновником, заботящимся о продвижении прав и свобод человека по всему миру? Не будет ли ему помехой на новом поприще конфликт интересов с его бывшим работодателем? Где лежит граница, разделяющая Тиллерсона-бизнесмена и Тиллерсона-госслужащего?

На слушаниях Тиллерсон постарался дистанцироваться как от своей предыдущей деятельности на посту главы ExxonMobile, так и от наиболее экстравагантных высказываний Дональда Трампа. В отличие от последнего, Тиллерсон, например, счел неудачной идею расширения клуба ядерных держав за счет Японии, Южной Кореи и Саудовской Аравии.

Вместе с тем, по широкому перечню позиция Тиллерсона не была внятной и отчетливой. Это касалось, в частности, ситуации с правами человека на Филиппинах, стратегии борьбы с киберугрозами, плана контрдействий в отношении российской пропаганды.

Судя по всему, Тиллерсон в отведенное время так и не смог полностью убедить сенаторов в том, что уровень его квалификации соответствует должности главы Госдепартамента США. Причем это касается представителей не только Демократической партии, но и Республиканской, которая имеет большинство в сенатском комитете всего в один голос. Даже если Тиллерсона все же утвердят в должности, сегодняшний марафон подтвердил: в реализации своей внешнеполитической повестки Дональд Трамп не может рассчитывать на большинство не только в Конгрессе, но и в Республиканской партии.

В этом смысле очень характерным было яркое и напористое выступление молодого сенатора-республиканца Марка Рубио, который блестяще показал себя в дискуссии по таким вопросам как сирийский конфликт и введение санкций в отношении стран, генерирующих киберугрозы в адрес США.

Рубио — прекрасный полемист, он — самое ближайшее будущее республиканцев. Их настоящее — 64-летний Тиллерсон, карьера которого в бизнесе выглядит впечатляюще. Однако для претендента на пост Госсекретаря США в ней находится масса оснований для неприятных вопросов, например, о лоббировании отмены санкций в отношении России или об уходе от действия ограничительных мер в отношении Ирана.

Вообще, сенаторы так и не смогли определиться в том, чем же являются обширные контакты Тиллерсона с российским истеблишментом: его преимуществом или недостатком. Экс-сенатор Сэм Нанн счел их потенциально полезным инструментом в политике по отношению к России. Сенатор Эдвард Марки, напротив, выразил в этом сомнение, заметив, что на данный момент Exxon Mobile обладает правом на проведение буровых работ в РФ на площади, в пять раз больше той, которая используется ею для тех же целей в США.

Тиллерсон, по-видимому, ожидал в свой адрес подобные упреки, а потому занял в российском вопросе куда более критическую позицию, нежели Дональд Трамп, заявив, что Россия является угрозой для США. Он высказался в поддержку «закона Магницкого» и согласился с тем, что по прямому распоряжению Кремля российские спецслужбы использовали хакеров и интернет-троллей для дискредитации участников президентской гонки и процесса выборов в США.

Кандидат в главы Госдепа однозначно охарактеризовал действия России в отношении Украины как агрессивные и противоречащие международному праву. Он заявил, что у Москвы не было законных оснований для «аннексии Крыма», с которой США никогда не согласятся, если только это не будет устраивать украинское правительство. А будь он госсекретарем в 2014 году, то уже тогда снабдил бы Киев оборонительным летальным вооружением, разведывательной информацией и спутниковой поддержкой.

По мнению Тиллерсона, Россия должна ответить за свои действия и понимает только силу, поэтому Вашингтон не должен рассматривать санкции как единственно возможный инструмент диалоге с Москвой. Отрицательно он высказался и о расширении возможностей проекта «Северный поток», выступив за поощрение американского экспорта нефти и природного газа на мировые рынки. Следовательно, вероятность того, что при Госсекретаре Тиллерсоне цена на нефть преодолеет рубеж хотя бы в $60, крайне ничтожна.

Но по некоторым международным сюжетам позиции Кремля и Тиллерсона все же совпадают. К примеру, главным приоритетом на Ближнем Востоке для него является не политическое будущее Башара Асада, а борьба с терроризмом. То же самое касается приоритетов в ливийском вопросе: диктатура и тирания для Тиллерсона не самые большие проблемы — хуже, по его мнению, когда «плохие парни» не находятся под контролем правительства (деспотичного или нет — это второстепенный вопрос), а бегают по всему миру с оружием в руках.

Тем не менее, по оценке кандидата на пост Госсекретаря, в отношениях США и России не все потеряно. С его точки зрения, последняя хоть и является «недружественным противником», но не является непредсказуемым партнером и врагом. И еще один важный момент: Тиллерсон хоть и не скупился на эпитеты в адрес России, назвав страной с репрессивным, недемократичным и авторитарным режимом, тем не менее, он ни слова в адрес лично Владимира Путина так и не сказал. Это наверняка было замечено не только Кремлем, но и американскими сенаторами, большинство из которых в силу сложившихся обстоятельств демонстрирует стремление расширить санкции против России.

Игорь Грецкий