«Поезд двигали амбиции националистов»

Угроза Белграда ввести войска в Косово может быть вызвана обострением политической борьбы перед президентскими выборами в Сербии.


«Сербская политическая элита отдает себе отчет в том, что Косово утрачено навсегда», - отмечают эксперты. © Фото Николая Ульянова

Первая за 18 лет попытка наладить железнодорожное сообщение между территорией Сербии и ее бывшим автономным краем Косово закончилась резким обострениям отношений между ними.

Напомним, что в Косово, населенном преимущественно албанцами, в 1991 году была провозглашена независимость, а затем прошел референдум, подкрепивший это решение, что привело к вооруженному конфликту, продолжавшемуся все 1990-е годы. В 1999 году авиация стран НАТО подвергла бомбардировкам Югославию, после чего Белград вынужден был согласиться на ввод в Косово западного военного контингента (KFOR). Сейчас независимость Косова признают 110 из 193 государств-членов ООН, однако в их число не входят два постоянных члена Совета Безопасности ООН – Россия и Китай. Это не позволяет сделать Косово членом ООН. При этом и Сербия, и Косово намерены вступить в Евросоюз, однако мешают друг другу двигаться к этой цели.

Первый почти за два десятилетия пассажирский состав должен был проследовать по маршруту Белград — Младеновац — Лапово — Крагуевац — Кралево — Рашка — Косовска-Митровица и обратно с группой журналистов и официальных лиц. Однако косовские албанцы отказались пропускать поезд, из-за чего он был вынужден остановиться в городе Рашка на последней станции перед административной границей между центральной Сербией и Косово и через несколько часов ожидания вернуться в Белград.

Недовольство властей Косово вызвал внешний вид состава - снаружи он раскрашен в цвета сербского флага и имеет крупные надписи «Косово это Сербия» на 21 языке, включая албанский.

В Белграде инцидент вызвал резкую реакцию президента Сербии Томислова Николича, который фактически пригрозил вести войска в Косово. «Если будут убивать сербов, то да. И не только армию, мы все пойдем. Я первым пойду, мне не впервой», - заявил он.

О том, чем вызван этот инцидент и можно ли расценивать его как подтверждение прогнозов о возможном возобновлении войны на Балканах, «Росбалт» поинтересовался у экспертов.

«Говорить о том, что случай с поездом вызван тем, что некие политические силы в Сербии хотят вернуть Косово, смешно, потому что сербская политическая элита в полной мере отдает себе отчет в том, что Косово утрачено навсегда. В Косово находятся международные силы, а небо над ним контролируется авиацией НАТО», - полагает специалист по Балканам, независимый журналист Юлия Петровская.

Она отметила, что сербское руководство регулярно проводит переговоры с косовскими коллегами, которые направлены на то, чтобы «и Сербия, и Косово без взаимного блокирования однажды могли вступить в Европейский Союз». По ее словам, «это является основной политической целью и Белграда, и Приштины и осознанно сербской элитой еще в 1999 году, когда была проиграна война и полностью утрачен контроль над этой территорией».

«Нынешние события надо рассматривать в контексте предстоящих этой весной президентских выборов в Сербии и непрекращающейся в течение года предвыборной кампании в нескольких других балканских странах», - считает эксперт.

«Скорее всего, в президентских выборах будет принимать участие ключевой сербский политик, премьер-министр Александр Вучич, который очень активно использует в своей политической деятельности тему межэтнических противоречий и конфликтов 1990-х годов. Впрочем, Вучич, с которым никто на сегодняшний день конкурировать в этой стране не может, является последовательным сторонником курса на европейскую интеграцию, на урегулирование конфликтов, оставшихся на территории бывшей Югославии. Другое дело, что в политической борьбе и он, и другие сербские политики активно разыгрывают националистическую карту», - подчеркнула Петровская.

Действия сербской стороны выглядят как сознательный шаг в сторону обострения конфликта. Такое мнение высказал ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, главный редактор журнала «Современная Европа» Виктор Мироненко.

«Можно было бы только порадоваться тому, что впервые за столько времени между Белградом и Приштиной наладят прямое сообщение, но взять и разрисовать поезд надписями «Косово – это Сербия», прекрасно понимая, какую это вызовет реакцию, - это, если говорить грубо, провокация, если помягче — глупость или хулиганство, если еще мягче, то это, вероятно вызвано какими-то психологическими комплексами, которые можно понять, но не оправдать. Это довольно безответственный политический поступок», - сказал Мироненко.

По словам эксперта, отношение к Косово в Сербии чем-то напоминает отношение в России к Украине, Белоруссии или Прибалтике. Если в России некоторые говорят, что Украина — сердце России, то в Сербии, что Косово — сердце Сербии, говорит он. «Это не из области политологии, а из области психологии и даже психиатрии», - говорит специалист.

Проблема в том, считает эксперт, что «два-три поколения сербов формировалось с представлением, что они — основа, хребет югославской государственности. В них до сих пор это живет». Он напомнил, что балканская война 1990-х годов «обернулась большими жертвами, в том числе, и со стороны сербов, но никакими причинами нельзя оправдать игру со спичками на пороховом погребе».

По мнению Мироненко, этот инцидент показывает, что «сербская элита психологически еще не готова рассматривать варианты урегулирования послевоенных конфликтов, однако процесс мог бы ускорится, если бы убыстрился процесс вступления Сербии и Косова в Евросоюз». По его мнению, ЕС, выступая как «большой плавильный котел», мог бы сыграть здесь положительную роль, раз он в свое время мог «примирить немцев и французов, то может быть смог бы помирить сербов и косоваров».

Александр Желенин