Posted 26 января 2017,, 06:00

Published 26 января 2017,, 06:00

Modified 31 марта, 00:27

Updated 31 марта, 00:27

Сухопутной операции не будет

26 января 2017, 06:00
Начать «войну на уничтожение» на Ближнем Востоке Дональду Трампу помешают проблемы с рейтингом, полагают эксперты.

Воинственные заявления Дональда Трампа о необходимости в союзе с Москвой уничтожить «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в РФ), встряхнули мировую общественность. Многие замерли в ожидании начала еще более масштабной войны на Ближнем Востоке. Между тем, большинство экспертов, опрошенных «Росбалтом», сходятся на том, что принципиальных изменений обстановки в Сирии и Ираке в ближайшее время ожидать не стоит.

Обещание нового президента Соединенных Штатов Дональда Трампа уничтожить «Исламское государство» (ИГ) — скорее пиар, который вряд ли выльется в действия, принципиально отличающиеся от тех, что уже предпринимала предыдущая американская администрация. США вряд ли начнут в Сирии широкомасштабную наземную операцию. Максимум, чего можно ожидать, это более интенсивных атак американских ВВС в районах, занятых ИГ. Об этом «Росбалту» заявил специалист по Ближнему Востоку Михаил Магид.

«Я сомневаюсь в том, что США решатся в настоящее время на сухопутную операцию против ИГ в Сирии или Ираке», — сказал Магид. Во-первых, считает он, «такая акция была бы крайне непопулярна в самих США. Когда это обсуждалось при Обаме то, по данным соцопросов, абсолютное большинство американцев высказались против ввода войск. Вряд ли сейчас здесь что-то изменилось. У Трампа и так серьезные проблемы с рейтингом. Сомнительно, что он начнет свою деятельность в качестве президента с такой непопулярной меры».

«Во-вторых, операция против ИГ в Ираке, которую проводит иракская армия, шиитское ополчение и курдские вооруженные формирования пешмерга, постепенно набирает обороты. Крупнейший центр „Исламского государства“, миллионный город Мосул, и регион, прилегающий к нему, отрезаны от оставшихся сил ИГ, восточная часть города уже перешла в руки правительства», — сказал эксперт. В Сирии, по его словам, «операция против Ракки также постепенно развивается, курдское ополчение YPG и его союзники продвигаются к городу под „зонтиком“ американской авиации».

«Думаю, что новую администрацию США в настоящий момент не слишком интересует судьба Сирии, Асада и антиасадовской оппозиции. Трамп хочет показать себя крутым, и активнее взяться за ИГ. Возможно, стоит ожидать более интенсивных атак американских ВВС в регионах, занятых ИГ, при этом не исключено, что воздушные удары будут координироваться с Россией», — отметил Магид.

Хотя, по его словам, «ко всему этому надо добавить, что мы до сих пор не знаем, как будет действовать Трамп и насколько далеко он готов зайти, изменяя внутренний и внешний курс американского государства».

По словам заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, новый президент США — это пока «чистый лист», поэтому предсказать его действия сложно.

По мнению военного эксперта, при прежней американской администрации или в случае победы на недавних президентских выборах в США Хиллари Клинтон, американцы в Сирии и Ираке продолжали бы делать то же, что и раньше — «имитировать боевые действия». При Трампе же «может быть что угодно, но если он так хочет уничтожить „халифат“, то для этого будет нужна наземная операция». Храмчихин также отмечает, что идея проведения наземной операции американской армии в Сирии и Ираке крайне непопулярна в США, «но поскольку там сейчас Трамп, то все может быть».

Громкие заявления нового главы США о стремлении уничтожить «Исламское государство» это больше пиар, чем призыв к конкретным действиям, считает израильский военный эксперт Игаль Левин.

По его словам, новый американский президент «делает хитрый ход», поскольку «прекрасно осведомлен, что более половины Мосула уже взято». Однако, отмечает он, «об этом знают или военные или военные аналитики. Широкая общественность в США об этом не в курсе, просто не следит за этим. Дни ИГ в Мосуле сочтены. Его падение это вопрос ближайших месяцев, если не одного месяца вообще. И вот Трамп готовит себе место на предстоящем гребне победы. Как только Мосул окончательно будет взят, он преподнесет это как великое достижение США и американской армии».

При этом «всем будет наплевать, что наступление на Мосул началось еще при Обаме и что 90% всей работы сделали шииты, курды и иракцы. Трамп и его политтехнологи смогут красиво подать эту картинку массам», — сказал Левин.

Военный эксперт Павел Фельгенгауэр считает, что реальным результатом формирования коалиции США и России против ИГ может стать лишь то, что Украина будет признана зоной влияния Москвы.

Американцы не будут вводить в Сирию и Ирак войска помимо тех, что там уже есть, то же касается и России, считает специалист. И США, и Россия ограничатся бомбовыми ударами, которые и сейчас наносятся по позициям ИГ, а также действиями своих советников и спецназа. Вероятно, будет взят Мосул, который наполовину уже освобожден, но какая-то серьезная коалиция между Вашингтоном и Москвой вряд ли возникнет, полагает Фельгенгауэр.

В то же время под эту идею «можно достичь многого, чего хотела бы Москва», отмечает эксперт. По его мнению, новый президент США Дональд Трамп, может «сдать» Украину России в обмен на совместные действия с Москвой против «Исламского государства». Однако это «вызовет напряжение в Вашингтоне, поскольку и в Конгрессе, и в Пентагоне по украинскому вопросу есть разные позиции», — говорит военный аналитик.

Александр Желенин