Posted 27 января 2017,, 11:30

Published 27 января 2017,, 11:30

Modified 31 января, 13:41

Updated 31 января, 13:41

Зачем России чужое небо

27 января 2017, 11:30
В Закавказье опасаются обострения ситуации после размещения в Армении радиолокационного комплекса РФ, способного контролировать воздушное пространство нескольких стран.

Две тревожные информации для Южного Кавказа, регионов Ближнего Востока и Запада распространились на днях практически одновременно. Грузинские, армянские и азербайджанские источники — с разной трактовкой — привели данные российского военного эксперта Евгения Даманцева, в соответствии с которыми Россия на своей военной базе в армянском городе Гюмри развернула радиолокационные комплексы (РЛК) «Небо-М».

По словам эксперта, это, во-первых, стало ответом Москвы на приобретение Азербайджаном израильской станции Green Pine: российский РЛК «сможет контролировать огромные участки воздушного пространства над Турцией, Ираком, Сирией и Грузией. Любые несанкционированные действия тактической авиации НАТО и Израиля на Ближнем Востоке будут немедленно фиксироваться».

Поясняется, что «важнейшей отличительной особенностью РЛК «Небо-М» на фоне различных РЛС дежурного режима является … возможность обнаружения экзоатмосферных целей… Налицо продвинутый радиолокационный концепт с выраженными противоракетными качествами, способный обнаруживать, сопровождать и даже захватывать баллистические ракеты средней дальности вне пределов земной атмосферы».

Во-вторых, «Небо-М» является ответом на «высокую активность тактической и стратегической разведывательной авиации ВВС США, базирующейся на турецких и аравийских авиабазах», а также на испытания турецких оперативно-тактических баллистических ракет семейства «Йылдыры». И, наконец, имеется в виду «возрастающая военная угроза со стороны Грузии, которая планирует разместить на военной базе Вазиани крупный контингент Объединенных ВС НАТО в составе бронетанковых подразделений и нескольких батарей комплексов Patriot PAC-3 или SAMP-T». В качестве обнаружителя малоразмерных целей «Небо-М» в разы опережает израильскую радиолокационную станцию.

В Тбилиси недоумевают. Здесь говорят, что Москва уже много лет твердит о размещении в Грузии американских и НАТОвских баз и ракетных комплексов, а воз и ныне там. «На Западе сейчас приоритетны другие вопросы, особенно после победы Дональда Трампа на выборах. Сейчас они пребывают в неопределенности, и о размещении какой-либо западной военной базы в Грузии в ближайшем будущем речи нет. Что касается России, ей никто не угрожает. Она сама является главным источником угрозы, особенно для нашего региона», — сказал грузинскому изданию «Резонанси» (Резонанс) военный обозреватель Гиоргий Инаури.

По его мнению, нахождение комплексов «Небо-М» на территории Армении больше отвечает интересам Еревана. «Азербайджан имеет на вооружении современные и довольно эффективные израильские зенитно-ракетные комплексы Iron Dome. Это позволяет ему перекрыть путь оперативно-тактическим комплексам «Искандер», которые Москва передала Армении. Вместе с тем 30 июня 2016 года Россия и Армения заключили договор, в соответствии с которым воздушное пространство Армении входит в единую систему противовоздушной обороны России. Следовательно, официальные Ереван и Москва не видят ничего странного и незаконного в нахождении на 102-й военной базе в Гюмри комплексов «Небо-М», — заключает издание. Однако многих грузинских экспертов крайне беспокоит вопрос контроля Россией всего воздушного пространства Грузии, а противостоять этому никак не получается.

То есть Грузия, конечно, не может придти в восторг от постоянного нахождения под колпаком у России. А «Небо-М», по идее, должно вызывать радость у Армении. Однако восторгаются здесь далеко не все. Многие опасаются, что дислоцированные на армянской территории российские «Искандеры», «Смерчи», «Небо-М» и прочее грозное вооружение говорит не о том, что Москва пытается сохранить военный баланс в регионе (по логике — Азербайджан вооружен до зубов, и Армения, из соображений военного сдерживания противника, не должна от него отставать), а свидетельствует о возможности развязывания новой войны в регионе.

Что же касается Азербайджана, никаких официальных заявлений по поводу размещения «Неба-М» на армянской территории не было. Но находившийся недавно в Давосе президент Азербайджана Ильхам Алиев сообщил, что его страна ведет с Россией переговоры по новым закупкам «самого современного оборонного вооружения», и процесс этот «перманентный». Напомним, что в недавнем прошлом Москва и Баку подписали контракт на поставку Азербайджану российского вооружения на сумму 5 миллиардов долларов. Тогда эта информация ввергла в шок Армению, которую Москва «успокоила» поставкой ей «Искандеров» и различного вооружения. Но Азербайджан подписал контракт в военной и оборонно-промышленной сферах еще и с Израилем, и тоже на 5 миллиардов. Кое-какое вооружение — в более скромном номенклатурном и количественном выражении — поставляет Азербайджану и Турция.

То есть регион Южного Кавказа милитаризируется усиленными темпами, в то время как мирные инициативы по урегулированию карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов опять заглохли. На линии соприкосновения постреливают, а порой и убивают. А Азербайджан все приобретает и приобретает у России и Израиля ударные и оборонительные системы. И это наводит на мысль, что, во- первых, с «сохранением баланса сил» Москва и Баку несколько перебарщивают, тем более, что последний пользуется практически неограниченными возможностями военно-технического сотрудничества с Тель-Авивом. Во-вторых, активное привлечение к военным поставкам Израиля говорит о том, что Баку обижен на Москву за плотное военно-техническое сотрудничество с Арменией.

С другой стороны, азербайджано-израильский тандем можно рассматривать не только как реакцию Баку на размещение в Армении серьезного оборонительного и наступательного вооружения (в конце концов, на армянской территории расположена военная база РФ, и «оголять» ее нельзя), а как сдерживание в регионе «иранской экспансии». По большому счету, «экспансия» эта практически ничем не грозит Азербайджану, но ее продолжает на всех уровнях и с большой энергией «раскручивать» Израиль.

Но фактор Израиля (который, кстати, не должен быть заинтересован в войне на Южном Кавказе и, вследствие нее, возможной напряженности отношений с Россией) вполне может эту войну спровоцировать военным дисбалансом в регионе, достигнутом во многом не без участия Тель-Авива. Это тем опаснее, что Россия и Армения имеют Объединенную группировку войск, и Москва, так или иначе, будет вынуждена защищать Армению. Это либо приведет к большой и затяжной смуте на Южном Кавказе и заденет Ближний Восток, либо к короткой, но разрушительной войне, после которой цивилизованное урегулирование карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов станет еще более проблематичным, чем сегодня. Словом, нарастающее военно-техническое сотрудничество Азербайджана и Израиля и определенная конкуренция последнего с Россией в плане военного бизнеса в итоге могут поставить Тель-Авив в весьма неловкое положение — если, конечно, война грянет.

На то, что она не случится, нет никаких гарантий — достаточно вспомнить «четырехдневную войну» в апреле прошлого года: тогда России удалось ее остановить. Не факт, однако, что она сумеет это сделать в условиях повышенной милитаризации сейчас. Ведь только с Россией и Израилем у Азербайджана, как подчеркивают эксперты, заключены военные контракты на 10 миллиардов долларов, а новые сделки уже анонсированы. Наивно было бы полагать, что все это «добро» предназначено исключительно для хранения на складах.

Ирина Джорбенадзе