Posted 31 января 2017,, 17:30

Published 31 января 2017,, 17:30

Modified 31 марта, 00:23

Updated 31 марта, 00:23

«Американскую кухарку» выгонят из Украины?

31 января 2017, 17:30
В Киеве «скандальный рейтинг» возглавила глава Минздрава, упрекаемая во всех грехах, несмотря на ведущуюся ею борьбу с коррупцией.

Несмотря на обострение ситуации в Донбассе, рейтинг «скандалов января» на Украине, пожалуй, возглавили медики. СМИ разразились заголовками о крахе бесплатной медицины и отсутствии соответствующего диплома у исполняющей обязанности министра здравоохранения Ульяны Супрун. Срыв государственных поставок лекарств и угроза остановки основных медучереждений из-за отсутствия финансирования — главные темы. Ежедневные «нервные новости» породили едва ли не массовую истерию.

Непосвященному сразу сложно разобраться чего тут больше: реальных неудач менеджмента нового руководства МОЗ, политического заказа от поставщиков медикаментов, сидящих на теневых схемах «дерибана» бюджета или падкости масс-медиа на «мертвечинку». Впрочем, посвященные тоже запутались. Умирала себе медицина потихоньку много лет — постоянно, перманентно, планомерно — но беззвучно. А тут как по команде все в один голос начали кричать «караул»! Так тонем или плывем?

В центре конфликта Ульяна Супрун. Этническая украинка, но родилась в Детройте, в США. Там она ходила в украинскую церковь и состояла в Пласте — национальной скаутской организации Украины. Осенью 2013 года вместе с мужем Марком решила переехать в Украину и поэтому 29 ноября во время революции была в Киеве на Майдане. Ульяна работала в медицинской службе, впоследствии возглавила гуманитарные инициативы Всемирного Конгресса Украинцев и основала общественную организацию «Защита Патриотов». 12 июля 2016 года Петр Порошенко поддержал предложение премьер-министра Владимира Гройсмана о назначении Ульяны Супрун заместителем министра охраны здоровья Украины, а еще через две недели Кабмин назначил Ульяну Супрун временно исполняющим обязанности министра здравоохранения.

Напомним, что до назначения Супрун министерство полгода функционировало без руководителя. Такая ситуация сложилась после скандальной отставки привлеченного министра-иностранца Александра Квиташвили, обвиненного украинскими властями в бездействии. От нового главы МОЗ ожидали судьбоносных заявлений и она начала декларировать правильные в общем-то вещи, произнося, пусть и на непривычном украинскому уху языке диаспоры, нужные слова, правда, читая их по бумажке. Супрун заявила, что Минздрав теперь будет действовать прозрачно, потому что изменение медицинской системы является вопросом национальной безопасности.

Сначала от нее ожидали решительных действий и революционных перемен. Потом патетика сменилась резкой критикой. С конца 2016-го в ее «чемоданах с бельем» не рылся только ленивый. Брезгливые сравнения с «очередной кухаркой, допущенной к управлению государством», сменялись обвинениями во вредительстве «внедренного американского волонтера». Суть предъявляемых Супрун обвинений четко прослеживается в новостных анонсах: «В Украину наконец привезли вакцину от гриппа», «В БПП назвали медицину самой коррумпированной отраслью», «Новая команда Минздрава блокирует реформу по медицинскому страхованию», «В Украине отсутствуют препараты. За неделю от гриппа и простуды умерло 8 человек», «Минздрав заблокировал открытие филиалов Института сердца на Донбассе», «В Украине десятки тысяч кардиобольных остались без лекарств», «Известный кардиохирург обвинил главу Минздрава в срыве закупок лекарств», «Оппозиция призвала Кабмин вмешаться в конфликт Минздрава и врачей», «Ульяна Супрун „засекретила“ диплом о высшем образовании», «Минздрав ищет коррупционеров вместо обеспечения людей лекарствами» и т. д.

Функции «главного прокурора» взял на себя профессор Борис Тодуров. В первый день нового года ведущий украинский кардиохирург, директор Киевского Института сердца обвинил Ульяну Супрун в халатности, которая «забрала больше жизней украинцев, чем война за последние годы». Ученый настаивает, что по вине и. о. главы Минздрава был сорван тендер на 364 миллионов гривен по закупке кардиологических, кардиохирургических и нейрохирургических препаратов и расходных материалов для всей Украины. Кроме того, по словам Тодурова, заместитель Супрун Александр Линчевский заблокировал создание в Северодонецке и Мариуполе филиалов Института сердца для оказания кардиологической и кардиохирургической помощи пациентам.

Позже кардиохирург записал видеообращение, в котором детализировал обвинения в адрес министерства. В частности, прямо выступил против процедуры госзакупок лекарств через международную организацию Crown agents. «Скажите, вы у нас, у налогоплательщиков спросили — мы хотим таких закупок? Мы готовы платить частной компании, которую вы называете международной организацией, 7% за логистику и получать еще НДС 20%, который не сняли, как обещали, а потом еще и получить по стопроцентной предоплате все это через год?» — возмутился Тодуров.

Только на третий день после заявления Бориса Тодурова, когда в СМИ разгорелся серьезный скандал, Минздрав опубликовал заявление, что ведомство работает на «предупреждение заболеваний, а не на поддержку кардиохирургии». В министерстве заявили, что одной из первых задач нового руководства, назначенного в августе 2016 года, было восстановление процесса закупок. За 2015 год план был выполнен лишь на 50%, а по закупкам на 2016 год по состоянию на 1 августа даже не была проведена подготовительная работа. Что касается проблем со снятием НДС за импорт лекарств, то она касалась лишь одного дистрибьютора и была решена. В Crown Agents также заверили, что сумма в 7% за логистику Тодуровым преувеличена: услуги компании в 2015-м обошлись в 5,5% от стоимости закупок, в 2016-м — в 5%, пишет «Деловая Столица».

Неофициально в окружении министра говорят, что причиной скандала стал вовсе не провал закупок по вине ведомства, а срыв давно налаженных схем. Из-за перехода на сотрудничество с международными организациями напрямую крайне недовольны бывшие «регионалы», получавшие прежде баснословные доходы.
Вспомнить хотя бы закупку машин «скорой помощи» в 2013-м на сумму без малого миллиард гривен через фирмы, сотрудничавшие с компаниями сына беглого президента — Александра Януковича. На каждой «карете» тогда «отмыли» 50 тысяч гривен.

Эмоциональный выпад кардиохирурга, имеет какую-то подоплеку, полагает исполнительный директор фонда «Пациенты Украины» Ольга Стефанишина. «То, что он начал критиковать закупки через международные организации, меня очень смутило по двум причинам. Первое — информация подана однобоко, второе — весь прошлый год мы наблюдали яростные атаки на эту реформу со стороны соратников бывшего главы МОЗ Богатыревой и различных групп, которые имели контроль на тендерном рынке до международных закупок (например, дистрибьютор „Людмила-Фарм“)».

Эксперты не исключают что заявления Тодурова — часть спланированной атаки не только против Супрун, но и против международных закупок, которые уже полтора года атакуют с разных сторон. «Момент выбран очень удачно — именно сейчас будет решаться вопрос закупок на 2017 год, и думаю, представители Людмилы-Фарм и Ко намерены все откатить назад», — рассказала Стефанишина «Деловой Столице».

На этом расследование истинных причин скандала можно было бы закрыть, причислив Супрун к лику правдоборцев, пытающихся сломить коррупцию, против которой оппоненты развернули заказную кампанию, но мощной волной всплыли протестные заявления директоров ведущих украинских институтов. Как оказалось, 36 медучреждений, в их числе Шалимовский и Амосовский институты, находятся сейчас на грани впадения в «кому». Просто из-за тотального безденежья. В этом году недофинансирование клиник при Нацакадемии наук настолько критическое, что врачам не за что покупать препараты, платить персоналу зарплату и оплачивать коммуналку.

В Институте Шалимова лечат самых сложных пациентов со всей Украины. Хирурги проводят уникальные операции по резекции и трансплантации печени, пересадке почек и легких. Список ожидающих постоянно растет. Но врачи боятся, что оперировать будет просто некому. Финансирование клиники настолько урезали, что уже в этом месяце специалистам нечем платить зарплату. Наркопрепараты, спирт и кислород, без которых невозможно проводить оперативные вмешательства вот-вот закончатся. А самостоятельно купить их пациенты не могут.

«Они покупают практически весь перечень медикаментов и расходных материалов, которые необходимы для выполнения этой операции. Исключения составляют наркотические препараты, которые нужны для наркоза и которые нельзя просто купить в аптеке. Если и этого не станет, тогда возможности делать операции вообще не будет», — говорит Рубен Зограбьян, завотделения хирургии и трансплантации почки института Шалимова.

Хирурги-трансплантологи говорят, сложно было последние 20 лет, но такой критической ситуации в институте не было никогда. А ведь государство предлагает еще и сократить медперсонал. «На клинику требуется 6 миллионов 300 тысяч. Дали 2 миллиона 300. На коммунальные платежи нам дали 219 тыс. при необходимости 878. Питание — не дали ни копейки, на лекарства не дали ни копейки. Вы уничтожаете институт. Я должен в феврале закрыться. Я должен людям выплатить эту зарплату с 10% бюджета. Как это сделать? Мы не знаем. Может ли государство подскажет?» — сказал Александр Усенко, директор национального института хирургии и трансплантологии им. А.А. Шалимова телеканалу «Интер».

Пациенты давно платят «благотворительные взносы», говорит директор института. Но теперь и это не спасает. Медики боятся, что им просто отключат электроэнергию и воду — за неуплату. Подобные угрозы поступали еще в прошлом году. И в такой ситуации почти все академические институты.

«О том, что против Супрун развернули заказную кампанию макропоставщики медпрепаратов в СМИ, говорит в первую очередь то, что выпады направлены персонально на личность главы МОЗ, а не на решение профессиональных вопросов. Бюджет фармкомпаний поболе бюджета масс-медиа будет, они половину украинских изданий могут купить и продать, — поделился с „Росбалтом“ своим мнением на условиях анонимности директор одной из клиник Днепра. — А вот то, что Ульяна, сосредоточившись на проблеме коррупции, завалила финансирование медучереждений — это факт. Минздрав не оказался даже в состоянии обработать и систематизировать заявки ведущих институтов и клиник в условиях меняющихся тарифов, а это уже непростительно — поставлена под угрозу жизнь тысяч людей».

Хотя Супрун и это может сойти с рук. По мнению главы клиники, ее «бесстрашное» поведение позволяет предположить, что она подчиняется не Гройсману и даже не Порошенко. Кто они, ее настоящие покровители, если они действительно есть? Это еще одна загадка в этом конфликте, но уже для СБУ.

Кстати, о заказной кампании фармакологов. Поведение поисковых систем в украинском интернете тоже наводит на размышления: при любом упоминании медицины и Минздрава все ответы приводят к Супрун, в каких бы вариациях и каком порядке вы бы их не набирали, даже если это новости десятилетней давности.

Валентин Корж