Posted 2 февраля 2017,, 17:15

Published 2 февраля 2017,, 17:15

Modified 31 марта, 00:21

Updated 31 марта, 00:21

Потребность в Альянсе по-прежнему велика

2 февраля 2017, 17:15
Действия Трампа не угрожают безопасности Европы, но платить за нее он заставит больше, полагают эксперты.

Тема будущего Североатлантического альянса, после прихода к президентской власти в США Дональда Трампа постепенно выходит из области гипотез и фантазий в реальную плоскость. Во-первых, уже становится очевидно, что ни развала НАТО, ни выхода из него США, то есть всего того, на что кто-то втайне, а кто-то открыто надеялся в России, ни сегодня, ни в обозримом будущем, не произойдет. Достаточно напомнить, что в недавнем телефонном разговоре Дональда Трампа и германского канцлера Ангелы Меркель обе стороны, как сообщает ТАСС, «согласились с фундаментальной важностью НАТО для более широких трансатлантических отношений».

Больше того, глава Альянса Йенс Столтенберг заявил, что в феврале 2017 года министры обороны стран — членов НАТО одобрят пакет мер по усилению военного присутствия в регионе Черного моря. По его словам, эти «меры будут касаться укрепления региональных позиций НАТО на суше, в море и воздушном пространстве».

Характерно также, что в российских СМИ тональность и подача новостей, связанных с НАТО, после инаугурации Трампа довольно сильно изменились. Прежние драматизм, апокалиптичность и враждебность по отношению к этой международной структуре, сменились на нейтральную подачу материалов.

Тем не менее, очевидно, что каким-то образом Альянс будет меняться. Что с ним произойдет в ближайшем будущем? Все ограничится тем, что европейцев просто заставят раскошелиться? Или возникнет общеевропейская армия? Станет ли она альтернативой НАТО или его частью? Эксперты, которых «Росбалт» попросил ответить на эти вопросы, уверены, что и армия ЕС, и НАТО вполне могут сосуществовать, хотя платить за оборону европейцам точно придется больше.

Такого мнения, в частности, придерживается директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин. В обозримом будущем европейцам, возможно, придется увеличить свои взносы в бюджет Североатлантического альянса, но никакой распад НАТО не грозит, уверен он.

По мнению эксперта, предположения о возможном развале НАТО это лишь «несерьезные разговоры, которые ведутся с определенными целями», при этом идея европейской армии, обсуждаемая в ЕС уже достаточно давно, совершенно не противоречит НАТО.

«НАТО это союз национальных армий, а единая европейская армия — это промежуточное звено между национальными и натовскими структурами. Это весьма желательное явление, упрощающее взаимоотношения в рамках евроатлантического союза», — сказал эксперт. По его мнению, европейская армия вполне может развиваться в рамках Североатлантического альянса.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, главный редактор журнала «Современная Европа» Виктор Мироненко также убежден, что на сегодняшний день не видно никаких признаков развала НАТО. Напротив, полагает эксперт, ситуация в мире развивается таким образом, что потребность в Альянсе чрезвычайно высока.

«Я не думаю, что Трамп пойдет на какие-то шаги, связанные с отказом от обязательств по отношению к Западной Европе, которые Соединенные Штаты брали на себя и продолжают нести. Трамп пришел на четыре года, а Альянс существует более полувека. Пока нет ни малейших условий для того, чтобы европейцы или американцы отказались от собственных обоюдных обязательств в рамках НАТО», — говорит Мироненко.

«Я пока не вижу доказательств того, что европейцы или американцы собираются отказываться от такой формы защиты своих интересов. Единственно, что может быть, это то, что ЕС сегодня серьезно задумывается об увеличении собственных возможностей в Североатлантическом альянсе. Не думаю, что-то, что сейчас делает Трамп, угрожает Альянсу, но его заявления будут побуждать лидеров европейских стран больше заниматься своей безопасностью самостоятельно», — отмечает эксперт.

В то же время, НАТО в ближайшее время только усилится, никто не будет отменять союзнических обязательств стран, входящих в него. Будут лишь в сторону увеличения меняться пропорции расходов европейцев на оборону, считает Мироненко.

По мнению специалиста, призывы к созданию общеевропейской армии, которые звучат из уст ряда европейских политиков, нисколько не противоречит НАТО. «Идее европейской армии, как минимум лет 15. Другое дело, что в 2008 году случился мировой кризис, потом был греческий кризис, потом Brexit, потом не хватало денег, и руки до этого не доходили. Но сегодня сумма обстоятельств событий на Украине, в Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в США, будет побуждать европейских политиков брать больше ответственности за свою безопасность на себя, укреплять свои вооруженные силы. Эта тенденция будет развиваться», — уверен он.

Говоря о ситуации на востоке Украины, Мироненко обращает внимание на то, что сегодня «в Европе впервые с 1945 года на самом деле идет открытая война, тысячи убитых, десятки, а возможно, сотни тысяч беженцев. Это все чрезвычайная ситуация, все это надо обсуждать на самом высоком уровне, иначе это может гораздо раньше ускорить потребность европейцев в собственных вооруженных силах».

Александр Желенин