Posted 14 марта 2017,, 14:57

Published 14 марта 2017,, 14:57

Modified 30 марта, 23:57

Updated 30 марта, 23:57

Война тюльпанов имени Эрдогана

14 марта 2017, 14:57
Дипломатическое противостояние Турции и Нидерландов грозит втянуть в торговые битвы всю Европу.

Любимый голландский цветок — тюльпан, был в конце XVI — начале XVII века завезен из Турции. Сейчас это уже не могло бы повториться — Европа, весьма вероятно, осталась бы без этих прекрасных цветов. Официальная Анкара угрожает Нидерландам санкциями. Причем, судя по настроению турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, пострадать может еще и Германия, а то и Евросоюз в целом.

«Султан» обиделся на европейцев за то, что они отказали его министрам в праве на агитацию и проведение митингов на голландской и немецкой территории, где проживают миллионы этнических турок, сохранивших не только связь с родиной, но и турецкое гражданство.

Поводом для возмущения турецких властей стало решение правительства Нидерландов отказать во въезде в страну министру иностранных дел Турции Мевлюту Чавушоглу, намеревавшемуся выступить с агитационной речью в турецком консульстве. Из Голландии также была фактически депортирована министр по делам семьи и социальной политике Турции Фатма Бетюль Сайян Кайя, пытавшаяся провести митинг у консульства в Роттердаме, поскольку ее объявили «нежелательным иностранным гражданином».

В Турции 16 апреля пройдет без преувеличения исторический референдум по изменению конституции. Если идея правительства будет одобрена народом, то страна из парламентской республики превратится в президентскую, а нынешний глава государства станет практически неограниченным диктатором, с правом, вдобавок переизбираться до глубокой старости.

В то же время турецкая агитационная кампания совпала с подготовкой к выборам в парламент Нидерландов. А это, в свою очередь, могло создать прецедент, когда турецкие министры-агитаторы получали возможность косвенно (а при желании и прямо) влиять на внутреннюю политику этой европейской страны.

Это особенно важно в условиях, когда центристское правительство во главе с нынешним голландским премьер-министром, если судить по соцопросам, может потерпеть поражение от праворадикалов, лидером которых является известный нидерландский националист и евроскептик Мартин Вильдерс.

В ответ на отказ Голландии разрешить турецкую агитацию на своей территории, Анкара грозит санкциями. Турецкие власти уже свернули все контакты с Нидерландами на высоком уровне, более того, ни один дипломат из этой страны не может больше прибыть в Турцию. Включая даже посла, по поводу которого вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш разъяснил, что ему будет отказано во въезде до тех пор, пока Голландия не принесет извинения.

Однако Нидерланды извиняться не собираются. Напротив, они получили поддержку со стороны нынешнего лидера Евросоюза — Германии, которая находится в сложных отношениях с президентом Эрдоганом с того времени, как он, после предотвращения попытки военного переворота, организовал в Турции масштабные репрессии.

В стране было введено чрезвычайное положение, тысячи чиновников, судей, журналистов, военных, полицейских и даже школьных и университетских преподавателей были уволены, а многие из них и арестованы. Практически все независимые СМИ были закрыты или попали под контроль властей. Под арестом несколько раз с тех пор оказывались и немецкие журналисты, как германского, так и турецкого происхождения, что, разумеется, не добавило теплоты в отношения Анкары и Берлина.

Помимо того, Германия получила и собственный негативный опыт вмешательства Турции в свои внутренние дела — после того как этнические турки, живущие на немецкой территории, организовали несколько многотысячных акций в поддержку политики Эрдогана.

Скорее всего, именно из этого негативного опыта исходила Ангела Меркель, когда сразу же после начала голландско-турецкого дипломатического конфликта заявила о полной поддержке решений официальной Гааги. Причем в Германии, согласно соцопросам, Меркель в этом вопросе полностью или частично поддерживает около 75 процентов граждан и большинство политиков.

Как заявил, в частности, лидер партии Свободных демократов Кристиан Линднер, «нельзя допустить, чтобы свободой злоупотребляли для того, чтобы агитировать за отмену свободы». И это связано с тем, что предстоящий 16 апреля референдум в Турции большинство немецких политиков, включая и этнических турок, воспринимают именно как отказ от остатков демократии.

Попытка Еврокомиссии вмешаться и погасить конфликт никаких плодов также не принесла, так что теперь нет сомнений, что он примет форму нового противостояния Турции и Европейского Союза. Можно будет, наверняка, забыть на долгое время о возможности их сотрудничества в рамках НАТО. Внутри ЕС это приведет к новому усилению позиций праворадикалов, которые, как Вильдерс в Голландии, получают возможность говорить о том, что они были изначально правы, предупреждая об «исламской угрозе».

В долгосрочной перспективе конфликт ставит под вопрос право мигрантов, переехавших в Евросоюз, сохранять второе гражданство. Ну, а в Турции превращает и без того ослабленных последними репрессиями местных либералов практически в шпионов, «агентов ЕС», что 16 апреля наверняка сыграет на руку Эрдогану.

При этом достаточно сложно предсказать, чем закончится это дипломатическое противостояние между Турцией и Евросоюзом и не перерастет ли оно и правда в торговую войну, как угрожают турецкие власти.

Иван Преображенский