Posted 28 марта 2017,, 14:55

Published 28 марта 2017,, 14:55

Modified 30 марта, 23:47

Updated 30 марта, 23:47

Меркель трудно иметь дело с Трампом

28 марта 2017, 14:55
Счет на «огромные суммы» за НАТО, который выставил президент США, возмутил и озадачил немцев, отмечает германист Екатерина Тимошенкова.

Вопрос о том, какими будут отношения США и Европы при президенте Дональде Трампе, все еще остается открытым. С одной стороны, новый хозяин Белого дома публично заявляет о своей верности принципу атлантической солидарности и обещает поддерживать, в том числе, европейских партнеров по НАТО. С другой, — ведет себя так и делает такие заявления в своем «твиттере», что это заставляет нервничать дипломатов и политиков в других странах.

Недавний яркий пример подобного рода — странное поведение Трампа во время официального визита канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Соединенные Штаты, когда в ответ на просьбу журналистов пожать руку федеральному канцлеру, американский президент этого не сделал. Затем он написал в своей странице в соцсети: «вопреки тому, что вы слышали из фейковых новостей, я имел прекрасную встречу с германским канцлером Ангелой Меркель».

На следующий день настроение президента США, видимо, вновь поменялось, и он объявил в своем «твиттере», что «Германия задолжала США и НАТО огромные суммы за обеспечение безопасности страны». Британская газета The Sunday Times со ссылкой на источники в немецком правительстве написала, что Трамп при встрече с Меркель выставил ей счет за услуги НАТО на сенсационную сумму в 300 млрд долларов. Позже эту новость опроверг официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт.

Однако недовольство Трампа по поводу того, что союзники по НАТО мало платят за свое участие в военном союзе, никуда не делось. И в Берлине, похоже, отчасти уже готовы идти ему навстречу. «Позиция ФРГ известна: мы намерены укреплять наши вооруженные силы и наращиваем расходы на оборону», — заявил Зайберт.

О том, что в Германии думают насчет нового курса своего главного союзника по НАТО, обозревателю «Росбалта» рассказала заместитель руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН Екатерина Тимошенкова.

— Как в Германии отнеслись к странному эпизоду с несостоявшимся рукопожатием Трампа и Меркель во время визита федерального канцлера в США, а также к не менее странным финансовым претензиям к Германии, выдвинутым вашингтонской администрацией?

— Тут есть три момента. Первый, это реакция СМИ на эти действия американского президента. Второй — реакция официальных лиц, и третий — самой Меркель.

Конечно же, в немецком руководстве возлагали большие надежды на встречу Меркель и Трампа, там предварительно просчитывали сценарий, по которому она должна протекать. Главное, на что рассчитывали в Германии, что переговоры пройдут на одном уровне, то есть Трамп будет приветствовать Меркель не только как самого влиятельного политика Германии, но и как лидера Европейского Союза. Тем более, что ему есть чему у нее поучиться. Например, как выстраивать диалог с российским лидером Владимиром Путиным.

Конечно же, все понимали, что во главу угла будут поставлены экономические вопросы. В частности, возможное введение заградительных пошлин, в том числе, и на немецкий экспорт. Что будут подняты вопросы НАТО и увеличения вклада Германии в финансирование своей обороны.

Однако, несмотря на то, что перед визитом в Германии разрабатывались определенные стратегии, главным неизвестным оставалась непредсказуемость Трампа.

— Для Меркель это большая проблема?

— Дело в том, что Меркель достаточно сложно общаться с непредсказуемыми людьми, потому что она выдержанный политик. А здесь она столкнулась со своей полной противоположностью. И, тем не менее, от этих переговоров в Германии ждали очень многого. Поэтому, когда Трамп не пожал руку Меркель в Овальном кабинете, это было воспринято с таким удивлением. Тем более, что при встрече они обменялись рукопожатиями и президент даже положил ей руку на плечо, что было истолковано, как хороший сигнал и знак уважения к Германии.

При этом момент несостоявшегося рукопожатия транслировали в телеэфире, его сравнивали с тем, как американский президент приветствовал японского премьера, как он долго тряс ему руку.

— Как в Германии объяснили этот инцидент?

— Немецкие СМИ пришли к выводу, что Трамп, скорее всего, не услышал просьбу одного из журналистов пожать руку федеральному канцлеру. Так что немецкие СМИ потратили время не столько на возмущение этим моментом, сколько на то, чтобы нивелировать этот инцидент. Тем более, что совместная пресс-конференция в принципе прошла достаточно хорошо. СМИ делали акцент на том, что во время нее Трамп вел себя нормально и пожал руку Меркель.

За исключением, правда, одной шутки американского президента, когда он сказал, что у нас с канцлером есть одно общее, это то, что нас обоих прослушивали во времена администрации Барака Обамы. После этого крупным планом показали лицо Меркель. Но, как опытный политик, она дипломатично объяснила, что Трамп и она — разные люди и по-разному пришли в политику. Она призвала его говорить не опосредованно через океан, а с глазу на глаз.

— А когда возникла тема «долга» Германии за НАТО?

— Она была озвучена Трампом на той же пресс-конференции, он сказал, что Германия задолжала НАТО, и он ожидает от нее и других стран большего вклада в совместную оборону. Меркель также в дипломатическом ключе ответила, что Германия будет стараться повысить свой вклад, уже в прошлом году увеличила на 8% отчисления в военный бюджет, а к 2024 году намерена довести расходы на оборону до 2% ВВП.

Однако то, что Трамп уже после этой встречи написал дополнительное послание (что Германия задолжала США и НАТО «огромные суммы») — вот этот факт вызвал в ФРГ возмущение и журналистов, и общественности. Тем не менее, реагировать на этот выпад стала не сама канцлер, а другие политики. В частности, министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен.

Возмущение немцев понятно, потому что подсчитывать долги за предыдущие годы — это крайне некорректно. Тем более с учетом того, что США сами были заинтересованы (и должны продолжать быть заинтересованными) в существовании НАТО и в обеспечении безопасности в Европе. Также нельзя не принимать во внимание, что когда основывался Североатлантический альянс, шла «холодная война» и задачи стояли совершенно другие.

Надо сказать, что бесчестная манера Трампа вести переговоры в Германии никому не нравится. Да и сам он не был желаемым (для Германии) кандидатом на пост президента США. При этом стратегия относительно того, как с ним работать, в Берлине пока еще окончательно не сформулирована.

Беседовал Александр Желенин