Posted 28 марта 2017,, 16:23

Published 28 марта 2017,, 16:23

Modified 30 марта, 23:47

Updated 30 марта, 23:47

США отвернулись от «акта войны»

28 марта 2017, 16:23
Конгресс не торопится заниматься российскими хакерами, в то время как президент Трамп призывает изучать кремлевские контакты семьи Клинтон.

Готовясь к новым слушаниям в Конгрессе США, посвященным возможному российскому вмешательству в ход американских президентских выборов в 2016 году, бывший вице-президент республиканец Дик Чейни назвал действия России «актом войны».

«На данном этапе нет никаких аргументов в пользу того, что выборы президента Трампа каким-то образом не были законными, но также нет никаких сомнений в том, что господин Путин и его правительство прилагают очень серьезные усилия для вмешательства в наши основные, фундаментальные демократические процессы», — заявил второй человек в США во времена президентства Джорджа Буша-младшего. После чего добавил: «В некоторых кругах это будет рассматриваться как акт войны».

К сожалению, о том, что это за круги, узнать пока не представляется возможным. Парламентские слушания, которые были назначены на 28 марта, отложены и новая их дата точно не известна. Один раз встречу с представителями Федерального бюро расследований и Агентства национальной безопасности уже переносили из-за некоего закрытого совещания. Теперь просто было объявлено, что директор ФБР Джеймс Коми и руководитель АНБ Майк Роджерс прийти в Конгресс не смогут, так что Специальный комитет по разведке «продолжит попытки назначить время, когда они смогут встретиться с нами на закрытом заседании». По крайней мере, именно так публично объявил Джек Ленгер, представитель Девина Нуньеса, главы Специального комитета по разведке при Палате представителей.

Между тем Дональд Трамп, команда которого уже успела серьезно пострадать из-за контактов отдельных ее членов с российскими официальными лицами и бизнесменами, демонстративно издевается над конгрессменами. Накануне предполагаемого начала слушаний президент США в своем Twitter не только написал, что «история о связях Трампа с Россией — вымысел», но и посоветовал проверить российские контакты своей соперницы на выборах Хиллари Клинтон. «Почему комитет Палаты представителей по разведке не собирается изучить сделку Билла и Хиллари, после которой значительная часть Uranium ушла в Россию, „перезагрузку“ Хиллари, похвалу России от Хиллари или российскую компанию Подесты?», — написал Трамп.

Это, кстати, не новый для американского президента ход. В феврале он уже пытался обвинить свою оппонентку по президентской гонке в том, что она чуть ли не подарила России 20% запасов американского урана. Однако прием этот работает только на уровне риторики. В Конгрессе мало кто готов встать на сторону Трампа в «российском деле».

Ситуация для президента осложняется тем, что против него в этом вопросе не только оппозиционные демократы, которые обвиняют его в связях с Россией и покровительстве российским хакерам, взломавшим сервера их партии, но и наиболее консервативная часть республиканцев. Они категорически против любых переговоров с Россией и критиковали ее политику еще до присоединения Крыма и начала военных действий на востоке Украины. Сейчас они подозревают Трампа в намерении заключить с Москвой внешнеполитический союз, что для этой части американских конгрессменов совершенно неприемлемо.

Впрочем, тот факт, что слушания по «делу российских хакеров» постоянно откладываются, возможно, связаны с тем, что и у спецслужб, и у многих парламентариев нет желания обострять ситуацию до предела. Публичное расследование, как того хотят многие оппоненты Трампа, вполне может привести к тому, что придется поднимать вопрос об импичменте президента. Однако и республиканцы, и большая часть демократов в Конгрессе к этому совершенно не стремятся. Такое развитие событий стало бы слишком тяжелым испытанием для американской политико-правовой системы, и без того пострадавшей после избрания Дональда Трампа и обнародования его первых указов.

Поставить президента на место, загнать его в жесткие рамки при помощи «российского дела», — вот чего хотели бы парламентарии. Тогда личные взгляды Трампа не будут так важны и так для них опасны. А это значит, что расследование, скорее всего, будет идти преимущественно в закрытом режиме, возможно, не один год, вися как дамоклов меч над головой Трампа.

Хотя, конечно, всегда есть шанс, что случится и что-то неожиданное. От новых публичных скандалов и отставок не угодивших конгрессменам членов команды президента США, до полного закрытия расследования под нажимом Трампа.

Иван Преображенский