Posted 11 апреля 2017,, 12:00

Published 11 апреля 2017,, 12:00

Modified 31 января, 14:48

Updated 31 января, 14:48

Запад рискнул поддержать Порошенко еще раз

11 апреля 2017, 12:00
Неделя хороших новостей для Украины: МВФ перечислил $1 млрд, ЕС одобрил безвиз. Но для продолжения диалога Киеву придется принять ряд неприятных решений.

В конце прошлой недели Украину накрыла волна позитива. Тут и положительное решение о безвизовом въезде в страны ЕС, и четвертый транш от МВФ, который не только одобрили, но и незамедлительно загнали на счета правительства. Польские консульства, удовлетворенные действиями спецслужб по организации мер безопасности, возобновили оформление документов украинцам. Напряжение, висевшее в воздухе и грозящее превратиться в грозу, ослабло.

А еще подоспели новости о ракетном ударе Трампа в Сирии, который Порошенко воспринял как счастливое знамение и чуть ли не собственную заслугу: в США наконец-то определились с отношением к России, а значит, на фоне противостояния двух супердержав, Украине может перепасть доза американской благосклонности.

Положение украинского президента в последние несколько месяцев специалисты называли почти критическим, а его политическую карьеру, находящейся в паре шагов от полного фиаско. Позиции Порошенко существенно подорвала блокада Донбасса, к которой он, оказавшись не в силах противостоять, был вынужден присоединиться и даже возглавить. В обществе родилась новая протестная сила, готовая быстро окрепнуть и сменить правящие структуры.

Удерживать контроль над этой имеющей народные корни силой Петру Алексеевичу удается с огромным трудом. Отсутствие козырей затягивало петлю на шее президента: безвиз, который он лично в течение трех лет обещал народу, казалось, увяз в европейской бюрократии, Трамп молчит и никак не торопится положить покровительственную руку на плечо украинского народа, МВФ медлит с кредитами, французские и немецкие друзья сами пытаются остаться на плаву и всячески ублажают свой электорат, Путин реагирует на выпады против российских банков и запрещает украинские платежные системы, а равно и сами денежные переводы на Украину, Польша закрывает консульства и грозит совсем прервать дипломатические отношения.

Перечень неприятностей дополняют внутриэкономические неурядицы типа остановки предприятий металлургического комплекса, коксохимических заводов и, наконец, вырабатывающих электроэнергию — ТЭС. На этом фоне национальная валюта ежедневно грозит обвалиться вместе со всей финансовой системой, а общество приступить к практической части по смене власти.

Так что все, вышеперечисленные хорошие новости, символично свалившиеся на Порошенко к значительному христианскому празднику Благовещения, можно сравнить с вестью о помиловании приговоренного к повешению в самый последний момент, когда из-под его ног уже собрались выбить табурет.

Нормализация отношений с Польшей, пожалуй, стала самой полезной новостью для рядовых украинцев. Несмотря на то, что западная соседка активно пытается заменить Украину на Белоруссию в экономическом сотрудничестве, это на текущий момент главные «ворота» в Европу, и от их пропускной способности напрямую зависит благосостояние трудовых мигрантов.

Уже несколько лет подряд Польша лидирует среди стран ЕС по количеству выданных украинцам виз. В 2015 году чуть более полумиллиона украинцев работали у соседей по «карте побуту». В прошлом же году дипломатические учреждения и консульства Польши выдали гражданам Украины более одного миллиона разрешений на работу. Нужно признать, что это серьезный рычаг в руках поляков и они, в случае обострения отношений, вполне могут его использовать.

А обостряются они все чаще. Особенно ситуация ухудшилась после прихода к власти в Польше полтора года назад консервативной партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского — брата президента Леха Качиньского, погибшего в 2010 году в авиакатастрофе под Смоленском. Лидер правящей партии откровенно недолюбливает «бандеровцев», при нем в стране активизировались правые радикалы, да и среди части умеренных поляков отношение к украинцам меняется. Как пример: депутат Европарламента от Польши Анна Фотыга поддержала «безвиз» для Украины, однако заявила, что «упоминание имени Степана Бандеры вызывает опасения».

Кстати, хорошие новости о безвизовом въезде в ЕС украинцы не восприняли также восторженно как их президент. Уже давно многие поняли, что больших привилегий он не предоставляет, о чем ярко свидетельствует опыт Молдовы, а просто «путешествовать» простым гражданам не по карману. Хотя, безусловно, «безвиз» не записывают в неприятности. Теоретически он может облегчить поиск работы или проведение переговоров на предмет эмиграции.

Европарламент проголосовал за предоставление безвизового режима Украине 6 апреля. «За» — 521 представитель ЕП, против — 75, воздержались — 36. Последнее слово 26 апреля скажет Совет ЕС. После этого официальное решение будет обнародовано в журнале Европейского Союза и вступит в силу через 20 дней с момента опубликования.

Ну, а самой громкой «подарочной» новостью оказался четвертый транш, выделенный Украине. Радость от возобновления сотрудничества с МВФ сменилась у депутатов Верховной рады тягостными раздумьями. Подробности условий Меморандума, на которые согласилось правительство Гройсмана, находившиеся под семью замками, наконец стали достоянием общественности. Некоторые положения просачивались в прессу, но теперь есть официальный документ, в котором разложено по полочкам, чего хотят от Украины взамен кредитования. Готовы ли народные избранники, а именно от них зависит принятия ряда непопулярных законов по требованию МВФ, заплатить заявленную цену за поддержку Фонда — большой вопрос.

Цена его — $4,5 млрд, именно столько Украина может получить от МВФ до конца этого года, еще почти $4 млрд в плане на следующий год. Без этих денег сложно будет и с долгами расплатиться, и стабильность гривны удержать. Но как выполнить десятки пунктов из длинного списка украинских обещаний Фонду? Депутаты уже отвечают отказом практически по любому из них, ведь за их принятие народ может и «поджарить» избранников прямо в помещении Рады, обложив его автопокрышками снаружи, — опыт уже есть.

Тем не менее, многие радовались миллиарду от МВФ — ведь Украина получила четвертый транш, сорвав выполнение условий за предоставление третьего. Но вот проголосовать, как надо, чтобы поиметь еще и пятый — такой сложной задачи перед украинским парламентом не стояло давно.

Рынок земли, прослушка для НАБУ, Антикоррупционный суд, монетизация льгот и продажа госпредприятий — по каждому из этих пунктов у народных депутатов уйма возражений. И даже по пенсионной реформе нет согласия. Хотя огромный дефицит Пенсионного фонда политики признают проблемой номер один для бюджета.

«Очень болезненно наблюдать, как 600 млн гривен, которые выделили на создание НАПК, потрачены фактически впустую», — сказал Ярослав Москаленко, народный депутат от «Воли народа», выступая на заседании Рады.

Особо отягчающим обстоятельством, по мнению большинства депутатов, является премия в 200 тысяч гривен, которую глава антикоррупционного органа выписала сама себе «за хорошую работу».

Так что «хорошие» новости на глазах превращаются в проблемы для Порошенко. По мнению независимого социолога из Харькова Олега Пухарцева, не находя подходящей замены нынешнему украинскому президенту, на Западе, после длительных раздумий, решили дать ему еще один шанс и подкрепить его козырями — именно так стоит расценивать «позитив» последних дней.

«Порошенко опытный политический игрок. Он и при плохой „карте“ может хорошо балансировать ситуацией в стране, — поделился эксперт своим мнением с „Росбалтом“. — Но, думаю, в этот раз ему будет особенно трудно вырулить. Слишком весомая оппозиция ему собирается противостоять. При крайне активном развитии событий Запад может решиться на кардинальные меры и ввести более жесткое оперативное управление Украиной, естественно, полностью сменив руководство».

Усугубило и без того шаткое положение украинского президента заявление об отставке главы Нацбанка Валерии Гонтаревой. Она была надежным помощником Порошенко, и назначить на ее место другого своего человека, за которого проголосуют в Раде, будет крайне трудно.

Валентин Корж