Posted 12 мая 2017,, 04:50

Published 12 мая 2017,, 04:50

Modified 30 марта, 23:20

Updated 30 марта, 23:20

В Баку ждут попытку переворота от «контры», окопавшейся в Тбилиси

12 мая 2017, 04:50
Существует ли в Грузии подполье, готовящее свержение правящей семьи в Азербайджане, и почему его там «пригрели»?

В издании Haqqin.az появилась весьма любопытная и обширная статья о наличии в соседней стране «антиазербайджанского подполья», имеющего в Тбилиси явки и там же получающего деньги и инструкции от западных спонсоров. Отметим, что Грузия считается не только страной, дружественной Азербайджану, но и его стратегическим партнером.

Однако азербайджанское издание утверждает, что она стала «локомотивом всесоветской цветной революции, опорной точкой западного гегемонизма и главным плацдармом экспансии «модернизации с вестернизацией» — новой образно-концептуальной модели опоясывания путинской России управляемым оранжевым поясом».

«Опасность возникла на границах прежде стабильного Азербайджана, — утверждают в Баку. — Если в первые годы победы революции Саакашвили грузинские революционные силы … и пытались в середине нулевых поддержать модель дестабилизации Азербайджана, то благодаря политическому мастерству Ильхама Алиева за короткий промежуток времени революционная грузинская власть оказалась нейтрализованной. Грузия осознала, что без Азербайджана ей не выжить. … Это означало крах всех региональных геоэкономических проектов, в которые еще со времен патриархов кавказской политики Гейдара Алиева и Эдуарда Шеварднадзе были вовлечены две южно-кавказские страны».

Более того, «Официальный Тбилиси сознавал и вероятность возникновения нового этнополитического конфликта на своей территории: около 300 тысяч азербайджанцев проживают на своих исконно исторических землях в Грузии. А этот регион, в отличие от сепаратистского армянского Джавакха, оставался верным идее единой и неделимой Грузии. На открытый конфликт грузинское правительство, порой намекавшее на ценностную конфронтацию с азербайджанским правительством, не пошло, однако территория Грузии стала неким плацдармом для политико-идеологической экспансии на Азербайджан».

Также с сожалением отмечается, что и после смены власти в Грузии, то есть с уходом Михаила Саакашвили, ничего не изменилось: «азербайджанское цветное подполье чувствует себя в Грузии довольно вольготно» и сейчас, то есть в условиях правления «Грузинской мечты», «ничего не предприняли для выдворения антиазербайджанского сопротивления с грузинских задворок. Тбилиси — это место явок, инструктажа и денег, здесь рождаются коварные планы и плетутся новые заговоры». Вопрос — с кем? Ответ — «с «западными эмиссарами и НПО, действующими под контролем спецслужб».

В числе окопавшихся в этой стране «врагов Азербайджана» — политики, журналисты, бывший прокурор и даже медики. Одним платит посольство США, другим — такие известные в мире неправительственные организации, как Freedom House, People in Need, Human Rights Watch, NDI и многие другие. В общем, по выражению издания, «в Тбилиси- засилье контры», как говорили во времена Гражданской войны. В грузинской столице даже есть отель для прибывающих сюда азербайджанских революционеров.

В Баку задаются вопросом: «Почему власти Грузии создали все условия для формирования антиазербайджанского ядра в центре столицы? Ведь эта братия не скрывает своих намерений — свержения действующей власти?» И как бы между прочим напоминается, что «Азербайджан жертвует многим ради Грузии. Не говоря уже об энергетических мегапроектах. … именно Азербайджан поддержал территориальную целостность Грузии, осудил референдум в Южной Осетии, готов на углубление политического союза, достойно отвечая совместным вызовам». А взамен — «Радикальное подполье, злостный умысел разжигания и дестабилизации ситуации… удар в спину?!».

Между тем, как передают другие азербайджанские СМИ, в стране ужесточили (куда дальше?) надзор за деятельностью международных доноров. Заместитель премьер-министра Азербайджана Али Ахмедов пояснил, что «Каждое государство имеет право принимать меры для обеспечения безопасности своей страны», тем более в условиях оккупации части ее земель и наличия более 1 миллиона беженцев и вынужденных переселенцев.

«Поэтому мы должны думать об интересах государства. Я не намерен бросать тень на какого-либо донора. … Было бы хорошо, если бы эта сфера была полностью прозрачна. Но, к сожалению, требования государства обеспечить прозрачность некоторые доноры воспринимают как создание преград. Мы хотим знать, на какие цели и куда тратятся выделенные средства», — сказал он.

Более всего власти Азербайджана боятся того, что средства эти пойдут на освоение «экспорта демократии». Собственно, такая же проблема стоит и перед стратегическим партнером и союзником Азербайджана — Турцией, где с работы увольняют десятки тысяч людей самых разных профессий по подозрению в инакомыслии и связях с исламским проповедником и заклятым врагом турецкого президента Фетхуллахом Гюленом. Охота на «гюленистов» параллельно идет и в Азербайджане — вероятно, из солидарности с Турцией, или в силу того, что они могут угрожать и действующему азербайджанскому режиму.

Но, как видно, азербайджанские «заговорщики» собираются не только в Грузии, но и в Праге, где эмигрантов недавно созвали на конференцию «Демократия во имя Азербайджана», которую довольно подробно осветило «зловредное» «Эхо Кавказа» и другие СМИ, базирующиеся за пределами Азербайджана. Тон на конференции задавал ее организатор и председатель — бывший посол Азербайджана в Брюсселе и экс-глава постоянного представительства республики при ЕС Ариф Маммадов.

«Мы — интеллигенция Азербайджана, люди, которые по тем или иным причинам вынуждены сейчас проживать за его пределами, но мы все болеем душой за процессы, происходящие в Азербайджане. Мы хотим, чтобы у нас было нормальное общество, чтобы Азербайджан знали в Европе не только как страну, которая является инноватором таких понятий, как «икорная дипломатия»… Мы хотим, чтобы нашу страну знали как демократическую страну, в которой люди живут нормально, чтобы не было страшилок из Азербайджана, чтобы он был частью нормальной, цивилизованной семьи. … Мы понимаем, что сегодня режим в Азербайджане однозначно ведет страну к пропасти. Режим, который мечется из стороны в сторону только для того, чтобы удержаться у власти, не имеет перспективы и представляет опасность для всех, и мы хотим это показать», — рассказал Маммадов.

Он раскритиковал азербайджанскую власть по всем статьям, включая коррупцию и низкий уровень жизни, и заявил, что «так продолжаться не может». Также было рассказано о попытках оппонентов азербайджанского режима «создать на таком маленьком уровне какой-то образец будущего Азербайджана, будущей команды, … и привлечь людей, которые пока еще активны и не боятся». По его мнению, попытка укрепления семейной власти в Азербайджане происходит от слабости этой самой власти, понимающей, что «система разваливается».

Оппозиционер, кроме того, посетовал: «К сожалению, Запад сегодня запутался, мы не видим той поддержки Запада, которая должна была быть — той поддержки, которая была, предположим, у Грузии». Он назвал Грузию «удачным экспериментом» — как бы там ни ругали Саакашвили. Правда, отметил собеседник «Эхо Кавказа», в грузинском обществе, даже во времена СССР, «было больше западности», а вот «азербайджанское общество надо учить», так как его большинство составляют мусульмане: «И ментальность тоже имеет свое отражение, т. е. у нас все-таки сегодня почти 60% населения шииты. Реально религиозная часть населения очень маленькая, но с социальными проблемами религиозность общества … увеличивается, особенно в южных регионах. … Мы должны все эти моменты учитывать».

Маммадов признал, что «На нынешнем этапе реально непросто поднять народ, а потом есть ответственность, как это все правильно направить, как организовать, как привезти лучшие умы страны обратно, как нормализовать функционирование».

Словом, Грузия не сходит ни с уст азербайджанской оппозиции, ни официальных «рупоров». Но это вовсе не доказывает того, что революция в Азербайджане готовится именно в Грузии, власти которой не чинят препятствий работе иностранных НПО в стране и поступлению в нее соответствующих средств. Правда, отношение к НПОшникам у них выборочное: «пророссийских», которых в Грузии кот наплакал, да к тому же они располагают очень скудными средствами, сильно критикуют.

Кстати, по данным МВД, ко Дню Победы во въезде в Грузию было отказано более чем ста членам байкерского клуба «Ночные волки» — видимо, во избежание столкновения с той частью грузинского населения, которая считает их «пропагандистами путинской идеологии». Правда, информировали силовики, нескольких байкеров, не имеющих «опознавательной атрибутики», в страну все же впустили, и двое из них в День Победы возложили венок к Могиле неизвестного солдата в столичном Парке Ваке.

А вот «западников» тормознуть нельзя — ведь Грузия встала на путь европейской и евроатлантической ориентации, и отношение к гражданскому сектору соответствующего толка не просто лояльное, но и зависимое — даже если «оранжевый» оттенок налицо для собственно грузинской власти.

Так что если в Грузии действительно «окопались» азербайджанские «оранжевые», то власти попали в крайне незавидное положение, и им можно только посочувствовать. С одной стороны, они не смеют, по настоянию Баку, прикрыть эту «сеть» (что скажет собирательный дядя Сэм?), а с другой — ей крайне не с руки портить отношения с властями соседней республики, от которой они зависят в очень многом и зачастую действуют с оглядкой на нее.

К примеру, они не устают повторять, что обидят Азербайджан, в интересы которого не входит восстановление железнодорожного сообщения из России в Грузию через Абхазию, потому что конечным пунктом этого пути будет Армения. А это означает прорыв ее транспортной блокады — ведь над изоляцией Армении Баку трудился усердно. Кроме того, Азербайджан вложил большие деньги в завершающееся строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (Турция), и даже дал под это дело денег взаймы Грузии — на льготных условиях. А если откроется сквозное сообщение через Абхазию, оно, утверждают в Тбилиси, оттянет грузы от строящейся дороги.

Далее. В прошлом году грузинские власти вознамерились покрыть дефицит газа, поступающего в республику преимущественно из Азербайджана, российским или иранским газом: последний мог попасть в Грузию транзитом через Армению. Баку не скрыл своего возмущения. О том, что газ у него в дефиците, было сразу забыто. Власти Грузии отрапортовали, что все путем, Азербайджан нарастил поставки, и в дополнительном экспортере нужды больше нет.

Правда, в Тбилиси поговаривают, что проблема альтернативных поставок не снята. Здесь же отметим, что по территории Грузии проходят нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (Турция) и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум (Турция), пропускная способность которого будет увеличиваться для наращивания экспорта азербайджанского газа в Европу. А это — дополнительные поступления в скудный грузинский бюджет.

Подчеркнем также, что Азербайджан является самым активным зарубежным инвестором в Грузии — в прошлом году в виде прямых иностранных инвестиций страна получила более 1, 6 миллиарда долларов, из них, по данным государственной статистической службы, 578 миллионов пришлись на Азербайджан. Был он главным грузинским инвестором и в 2015 году — 550 миллионов долларов, то есть 35% от общего объема инвестиций.

Прочные позиции — и давно — в Грузии занимает Азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR: она владеет сетью бензоколонок (114 станций), нефтяным терминалом в селе Кулеви на Черном море, газифицирует районы страны. Инвестиции госнефтекомпании в Грузию перевалили за один миллиард долларов и, вероятно, еще возрастут.

Было бы крайне недальновидно ссориться с таким соседом, да Грузия и не станет, если только на нее сильно не поднажмут так называемые «внешние силы», желающие свергнуть Алиева, но сохранить и расширить все углеводородные проекты, которые в стране начал осуществлять покойный президент Гейдар Алиевич, а продолжил его сын — Ильхам Гейдарович.

Азербайджан располагает достаточным богатством для того, чтобы его желали контролировать и прибрать к рукам различные мировые центры — включая Россию. Кроме того, он является одним из государств Каспия, а этот регион считается краеугольным камнем внешней политики США, которая пока никак не может полноценно до него добраться. Между тем Каспийское море способно в ближайшее время, наряду с Россией в целом и государствами Ближнего Востока, стать основным поставщиком природного газа в Европу и Китай. Собственно, соответствующий процесс уже начался. Доказанные ресурсы нефти в этом внутреннем море составляют 10 миллиардов тонн, природного газа — 3, 2 триллиона кубических метров.

Так что Каспийский бассейн является зоной жизненно важных национальных и корпоративных интересов и Запада, и России. Более того, это единственный в мире водоем, в котором сохранился генофонд осетровых. То есть море, помимо углеводородных богатств, располагает и солидными биологическими ресурсами; особенно — рыбными. До недавнего времени улов осетровых рыб в нем составлял 82% от мирового.

Словом, тот, кто получит контроль над добычей и экспортом всего этого добра, будет контролировать и весь регион, ключевым звеном которого является Азербайджан. То, что его пытаются опоясать «оранжевым» поясом — очевидно. Желание это нарастает по мере страсти опоясать таким же поясом граничащие с Россией государства. Понятно, что изготовлен он, то есть пояс, на Западе. А вот кто способствует его затягиванию вокруг Азербайджана, вопрос спорный. Во всяком случае, Грузии это сделать не по плечу. Она может быть лишь пассивным наблюдателем соответствующего процесса, не выходя за рамки собственного законодательства.

Несмотря на это, Азербайджан, в котором свобода слова действительно находится на «плинтусном» уровне (Haqqin не рискнул бы публиковать приведенную выше скандальную статью без согласования с «верхами»), вправе обижаться на Грузию. Но это не дает ей права шантажировать ее 300 тысячами этнических азербайджанцев, проживающих в Грузии на территории, почему-то названной их «исконно историческими землями».