Posted 29 мая 2017,, 16:03

Published 29 мая 2017,, 16:03

Modified 31 января, 15:27

Updated 31 января, 15:27

Трамп и его «шестерка»

29 мая 2017, 16:03
Европейские лидеры, чтобы не превращаться в подпевал США, вынуждены вести себя даже более независимо, чем, возможно, хотелось бы им самим.

Итальянцы, выбирая место для саммита «большой семерки», постарались привлечь максимальное внимание лидеров развитых экономик к проблеме миграции. Поэтому местом проведения встречи стала Таормина — городок на восточном побережье Сицилии, один из логистических «узлов» для мигрантов, добирающихся морем из Северной Африки в Европу. Однако надежде этой не суждено было сбыться — в первую очередь потому, что, как выяснилось, американский президент Дональд Трамп не видит большой разницы между миграцией и терроризмом.

Собственно, именно разница в восприятия окружающей действительности европейскими политиками и президентом США и стала главной интригой саммита. О том, что договариваться будет тяжело, все знали заранее. Но вопрос был в другом — удастся ли вообще найти общий язык с Дональдом Трампом. Выяснилось, что по ряду тем это в принципе невозможно.

Пресса активнее всего пишет про Парижское климатическое соглашение. Его цель — сокращение вредных выбросов и борьба с глобальным потеплением. Но Трамп, как он неоднократно говорил, в рукотворное потепление не верит, считая все это конспирологией, которая мешает развиваться американскому бизнесу. Так что убедить американского президента не выходить из этого соглашения остальной шестерке экономически развитых государств не удалось.

Не смогли также договориться между собой канцлер Германии Ангела Меркель и Дональд Трамп и о будущем подготовленного еще при Обаме Трансатлантического соглашения о зоне свободной торговли между США и ЕС. Нынешний американский лидер, как известно, сторонник изоляционизма, в том числе и в торговле. И действует он в области международной политики, как говорят некоторые немецкие комментаторы, методами агрессивного бизнесмена-девелопера. То есть выдвигает заведомо неисполнимые требования, с тем, чтобы потом было вокруг чего торговаться. Именно так в Германии расценили заявление Трампа, например, о том, что «злые немцы» поставляют в США слишком много автомобилей.

С таким подходом нет ничего удивительного в том, что Меркель и Трамп в Италии тоже расстались без большой любви. Мало того, канцлер Германии на основе нескольких дней общения с американским лидером (до этого они встречались в Брюсселе на саммите НАТО), явно сделала весьма далеко идущие выводы.

Стоит напомнить, что Меркель в нынешнем составе G7 считается старожилом — она ездит на подобные встречи уже 12 лет. Именно Меркель первой из западных лидеров позволила себе после присоединения Россией Крыма публично заявить, что Владимир Путин живет в некоей «своей реальности». Теперь фактически то же самое немецкий канцлер сказала и о Дональде Трампе.

«Мы, европейцы, должны взять собственную судьбу в свои руки. Времена, когда мы могли полностью полагаться на других, уходят. Я почувствовала это на себе в последние несколько дней», — сказала Меркель на предвыборном митинге в Мюнхене, куда она поехала после визита на Сицилию. Ведь в Германию в сентябре ждут парламентские выборы, от исхода которых зависит, сохранят ли свои посты нынешний канцлер и члены ее правительства.

При этом у Меркель уже готов ответ на давление со стороны США и выход Великобритании из ЕС (Brexit). Это более тесное сотрудничество с Францией, которая остается единственной в ЕС ядерной державой, обладающей, вдобавок, мощной армией, постоянно ведущей где-нибудь в Африке военные действия. Немецкий канцлер прямо говорит, что сейчас приоритет для Берлина — отношения с новым президентом Франции Эммануэлем Макроном.

Так что давление Трампа пока приносит прямо обратные результаты. Европейские лидеры, вместо того, чтобы превращаться в послушных «шестерок» США, вынуждены вести себя даже более независимо, чем, возможно, хотелось бы им самим. Так что в итоге есть риск, что уже следующий саммит G7 пройдет в формате 6+1 или даже точнее, шестеро против одного. В ЕС считают, что им по силам «приморозить» отношения с США и дождаться следующего президента. Авось он будет адекватнее Трампа.

Иван Преображенский