Posted 9 июня 2017,, 10:26

Published 9 июня 2017,, 10:26

Modified 30 марта, 23:02

Updated 30 марта, 23:02

Консерваторам сказали «стоп»

9 июня 2017, 10:26
Глава правительства Великобритании Тереза Мэй в недоумении и называет итоги голосования невероятными. Ей уже предлагают думать об отставке.
Сюжет
Brexit

Британский парламент следующего созыва будет «подвешенным», а правительство, похоже, вынуждено будет опираться на меньшинство в Палате общин. Глава правительства Тереза Мэй в недоумении и называет итоги выборов «невероятными». Ее партия сумела растерять за пару месяцев практически половину своего рейтинга.

В итоге, неожиданное назначение досрочных выборов, которые должны были укрепить позиции консерваторов (тори), привели их к поражению. Партия Терезы Мэй оказалась в парламенте фактически в одиночестве. Большинства, достаточного, чтобы сформировать правительство в одиночку, получить не удалось, а все остальные крупные депутатские группы — в оппозиции. Теперь консерваторам не с кем создавать правящую коалицию и реализовывать проект выхода Великобритании из Европейского Союза.

Надо напомнить, что выборы в нижнюю палату британского парламента (палату общин) проходят строго по мажоритарной системе, то есть депутаты избираются только в одномандатных округах. Побеждает тот, кто набрал простое большинство голосов, как и во время выборов по мажоритарной системе в России. То есть, даже если кандидат получил всего 15% голосов избирателей, он все равно становится членом Палаты общин, пусть даже несколько его оппонентов набрали по 14,99%. Это, разумеется, серьезно затрудняет прогнозирование. Например, невозможно предсказать, как проголосуют британцы, только лишь на основании соцоппросов, которые проводятся не в конкретных округах, а в целом по стране.

Так и произошло на этот раз. Социологи говорили о том, что большинство британцев все же склоняются к поддержке Терезы Мэй. Однако специалисты по избирательным технологиям предупреждали, что консерваторам нельзя обольщаться — у них почти нет шансов на победу. И правы оказались именно они.

Де-факто, Консервативная партия теряет власть. Тори получают не более 320 мест в Палате общин, чего недостаточно даже для относительного большинства (322 мандата) и формирования правительства в одиночку. Еще в нескольких округах, впрочем, даже в середине дня пятницы продолжался пересчет, и победителя должны определить на основании преимущества буквально в 5-10 голосов.

Впрочем, даже если эти округа останутся за консерваторами, их преимущество будет относительным. Вместе с мелкими союзниками (скорее всего, это будут североирландские «Демократические юнионисты», то есть сторонники единства с Великобританией, которые получили 10 депутатских мест) они все же смогут сформировать новый кабинет министров. Однако каждое голосование в парламенте по любому спорному законопроекту будет ставить под вопрос единство этой коалиции. Ведь при мажоритарной системе депутаты часто голосуют так, как выгодно избирателям их округа, а не их партии.

Неудивительно, что не только противники действующего правительства, но и некоторые члены Консервативной партии прямо предлагают теперь Терезе Мэй задуматься об отставке с поста премьера. Ведь досрочные выборы были ее личной инициативой, и именно она недооценила изменчивость настроения избирателей. Она же позволила включить в партийную программу проекты, серьезно ущемляющие права пенсионеров, у которых тори планировали фактически отбирать имущество в счет проживания в домах престарелых. А это одна из самых крупных электоральных групп в Великобритании, где население стареет так же быстро, как и в среднем в Европе.

Кроме того, теперь ясно, что раскол британского общества в связи с идеей выхода из Евросоюза не ослабевает, а только углубляется. По сути дела, у консерваторов потому и нет практически ни одного союзника для создания правящей коалиции, что все остальные крупные партии против выхода Великобритании из ЕС или, как минимум, против того жесткого варианта «отсоединения», которые предлагало правительство Терезы Мэй.

Теперь британцам предстоит жить при так называемом «подвешенном» правительстве, когда любой острый вопрос может привести к тому, что кабинет министров отправляется в отставку и назначаются новые досрочные выборы. Так что вполне можно сказать, что «бегство из ЕС» пока явно не принесло британским избирателям искомого спокойствия. Напротив, страна, в отличие от континентальных Франции и Германии, явно входит в полосу долгосрочной политической, а значит и экономической нестабильности. Фунт, реагируя на итоги голосования, уже резко подешевел по отношению к доллару.

Иван Преображенский