Posted 20 июня 2017,, 13:59

Published 20 июня 2017,, 13:59

Modified 30 марта, 22:56

Updated 30 марта, 22:56

СМИ получили проект концепции закона о реинтеграции Донбасса

20 июня 2017, 13:59

Журналисты получили проект концепции закона «О государственной политике восстановления суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей». Его текст состоит из преамбулы и шести пунктов, передает «Громадское».

В то же время источники, предоставившие документ, подчеркивают, что это не окончательная версия и в нее могут быть внесены изменения и дополнения.

По информации СМИ, данный законопроект на прошлой неделе обсуждался и на заседании Стратегического совета при президенте.

В преамбуле концепции отмечается, что правовой режим «контртеррористической» операции, введенный в апреле 2014 года позволил, с одной стороны, «остановить расширение российской агрессии» и локализовать ее в Донецкой и Луганской областях. Также он позволил провести президентские, парламентские и местные выборы.

В то же время, ни по масштабам, ни по характеру, ни по времени проведения АТО сейчас не отвечает задачам освобождения неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей. Именно поэтому возникла насущная необходимость создать новые правовые рамки для решения этой задачи.

Также отмечается, что важной составляющей будущего законопроекта является предоставление президенту Украины права применять Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования в Луганской и Донецкой областях. При этом подчеркивается, что сейчас законодательство определяет две основные основания для применения войск — это состояние войны и АТО.

«Президент Украины в период действия этого Закона может принимать в установленном порядке решение о введении правового режима военного положения, а также решение о применении Вооруженных Сил Украины, других предусмотренных законами Украины военных формирований в Донецкой и Луганской областях для восстановления территориальной целостности Украины, сдерживания и отпора вооруженной агрессии, обеспечения охраны и обороны Государственной границы, линии разграничения, отражения нападений, которые угрожают жизни военнослужащих или иных граждан», — говорится в документе.

Спикер Рады Андрей Парубий в комментарии «Громадскому» подчеркнул, что этот пункт — один из ключевых в концепции.

«В начале агрессии России законодательно у нас было только две возможности для отпора — это формат АТО и введение военного положения. Военное положение мы не могли тогда ввести, потому что оно ограничивало демократические процедуры. В частности, не давало возможности проведения выборов. А нам важно было провести президентские, парламентские и местные выборы. Сейчас законодательно предоставляется формат для ведения боевых действий», — сказал спикер парламента.

«Для непосредственного руководства мероприятиями по обеспечению национальной безопасности в Донецкой и Луганской областях, силами и средствами, привлекаемых к их осуществлению, образуется Оперативный штаб», — вспоминают журналисты еще один пункт концепции законопроекта.

Кого именно президент может назначить руководителем Оперативного штаба, пока неизвестно. В то же время в неофициальных разговорах депутаты от «Народного фронта» говорят, что среди предложений, которые обсуждаются сейчас — предоставление оперативному штабу права определять перечень товаров, которые запрещено или разрешено перемещать между территорией Украины и неподконтрольными территориями. Сейчас перемещение таких товаров запрещено решением СНБО от 15 марта этого года.

«На отдельные районы Донецкой и Луганской областей, где органы государственной власти Украины временно не осуществляют свои полномочия, распространяется правовой режим временно оккупированной территории Украины», — говорится далее в концепции.

Регулируется он соответствующим законом, который Верховная рада приняла 15 апреля 2014 года после «оккупации Россией Крыма». В частности, закон предусматривает, что «временно оккупированная территория является неотъемлемой территорией Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины».

В то же время на такой территории запрещается деятельность, подлежащая госрегулированию (лицензирование, получение разрешительных документов, сертификация и прочее) хозяйственная деятельность, ввоз и/или вывоз товаров военного назначения, организация железнодорожных, автомобильных, морских, речных, паромных, воздушных сообщений. Запрещено также пользование государственными ресурсами, в том числе естественными, финансовыми и кредитными, запрещено осуществление денежных переводов. Граждане Украины имеют право на свободный и беспрепятственный въезд на «временно оккупированную территорию» и выезд с нее через контрольные пункты въезда-выезда при условии предъявления документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Украины.

«Целью государственной политики по восстановлению государственного суверенитета над временно оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей являются: освобождение оккупированных территорий и восстановления конституционного строя на всей территории Украины; защита прав, свобод и законных интересов граждан Украины, пострадавших в результате российской агрессии; укрепления независимости, государственного суверенитета и единства независимого, суверенного, демократического, правового, социального Украинского государства», — отмечается в документе.

Вместе с тем в нем не говорится о том, каким именно образом Украина будет добиваться освобождения. Кроме того, в тексте концепции не указано, кем именно «оккупированы» отдельные районы Донецкой и Луганской областей.

Напомним, 19 июня секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов на заседании фракции «Народного фронта» презентовал концепцию закона о деоккупацию отдельных районов Донецкой и Луганской областей.