Posted 27 июня 2017,, 07:10

Published 27 июня 2017,, 07:10

Modified 30 марта, 22:53

Updated 30 марта, 22:53

Южной Осетии предложат хоть немного заработать самой

27 июня 2017, 07:10
Кремль вдвое сокращает финансовую помощь Цхинвалу — в республике слишком уж вольно тратят российские деньги, абсолютно не развивая экономику.

Южная Осетия в 2018 и в 2019 годах получит от России на Инвестиционную программу содействия социально-экономическому развитию почти вдвое меньше денег, запрошенных властями частично признанной республики. По информации председателя правительства ЮО Эрика Пухаева, республике выделят на реализацию вышеуказанной программы немногим более 3 миллиардов рублей, в то время как она предъявила Москве «счет» на сумму, несколько превышающую 5 миллиардов.

Основания для пятимиллиардных ожиданий были очень простыми с точки зрения элементарной арифметики, поскольку в период с 2015 по 2017 год Россия расщедрилась на 9,1 миллиарда рублей — это больше 3 миллиардов в год. А нынче — нате вам: республика должна растянуть бывшую «годовую» сумму на два года. В принципе, этого даже многовато для территории с населением, не дотягивающим до 50 тысяч человек, и почти ничего не вносящим в бюджет своей же республики — ее практически полностью содержит Россия, деньги которой многие годы откровенно разворовывались.

Но времена несколько изменились, и теперь их преимущественно приходится тратить по назначению. Согласно информации администрации правительства ЮО, это самое «назначение» предусматривает развитие реального сектора экономики, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт энергетических объектов и инженерной инфраструктуры, развитие малого и среднего бизнеса, и т. д. В общей сложности речь идет о реализации 16 новых проектов и 6-ти, «зависших» с предыдущих лет.

В Цхинвале многие считают, что южные осетины «пострадали за Крым», который Россия считает более приоритетным для себя регионом. И действительно, несмотря на серьезные просчеты, обнаруженные Счетной палатой РФ в Крыму, на программу социально экономического развития полуострова и Севастополя в 2018—2019 годах будет дополнительно выделено 900 миллионов рублей. Этот «довесок» предназначен для развития инфраструктурных проектов. По информации из разных источников, Крым, включая 2020 год, получит до 1 триллиона рублей.

Понятно, что значимость развития Крыма и настроение его граждан для России сейчас гораздо важнее, чем вкладывание больших сумм в малюсенькую Южную Осетию с ее отличным аппетитом, умением быстро проедать деньги, тянуть со строительством различных объектов, развитием хоть какого-нибудь сектора экономики. Да и вообще — Южной Осетии податься некуда; она даже не попытается шантажировать Россию возвращением в Грузию, а никому другому она не нужна.

Но почему Южная Осетия сама не стремится заработать для себя деньги? Ответ прост — инерция иждивенчества за счет России зашла слишком далеко. В Цхинвале говорят, что «здесь идет только торговля», и это в некотором роде соответствует действительности: местное население «купи-продай» предпочитает другим видам деятельности. Кроме, разумеется, «государственной», не исключающей, впрочем, параллелизм с бизнесом.

Между тем Южная Осетия — это традиционно аграрный регион с климатическими условиями, дающими возможность развития практически всех отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Плюс, что немаловажно, на ее территории находятся источники чистейшей питьевой и минерализованной воды. Ее розлив для экспорта — бизнес вполне доходный. И это только часть возможностей, которыми могут воспользоваться местные жители, но не делают этого.

Сельскохозяйственные земли не обработаны, животноводством южные осетины после развала Советского Союза стали брезговать, тогда как оно — прекрасная статья дохода, причем, безотходного, если иметь в виду хотя бы зачаточное состояние артелей для выделывания кожи и производства изделий из нее.

В общем, сегодня южные осетины ориентированы на государственную службу и на торговлю, хотя в качестве экспортного рынка они имеют огромный российский, причем тут же рядом, не требующий значительных транспортных затрат. Но этому рынку надо соответствовать, то есть требования стандартов качества следует выполнять.

Словом, говорить о структуре занятости в Южной Осетии в настоящее время излишне, хотя в рамках Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики, проплаченной российским бюджетом, предусмотрена помощь бизнесу — от малого до достаточно крупного.

Но затеять дело при помощи средств российского государства — это одно, а вот уложиться в строгую отчетность, придерживаться современных стандартов в производстве, принять законопослушание как норму любого вида деятельности — совсем другое. Внять этому «другому» и применить его на практике в Южной Осетии не желают. В противном случае республика давно бы уже имела самодостаточный бюджет и не смотрела б в карман России.

Инвесторов в такую «экзотическую» республику заманить трудно. Правда, в Цхинвале надеются на создание совместного предприятия с «Роснефтью». В какой форме стороны предполагают сотрудничать, пока не вполне понятно. Но инвесторам более легкого веса, даже не обращающим внимания на неполноценный международный политический статус Южной Осетии, требуются хотя бы элементарные гарантии безопасности в этой крохотной республике, криминогенная обстановка в которой сейчас довольно напряженная.