Posted 27 июня 2017,, 15:45

Published 27 июня 2017,, 15:45

Modified 30 марта, 22:53

Updated 30 марта, 22:53

Возвращение «тефлонового Сильвио»

27 июня 2017, 15:45
Второй тур муниципальных выборов в Италии выглядит как репетиция парламентской кампании, по итогам которой Берлускони может вновь прийти к власти.

Итальянская политическая ситуация меняется достаточно неожиданно. Еще недавно социологи говорили об опасности прихода к власти популистов из движения «Пять звезд», возглавляемого бывшим комиком Джузеппе Грилло («Беппе»). В 2013 году «звезды» получили четверть голосов избирателей и неожиданно для многих заняли третье место на парламентских выборах. А на предстоящих новых досрочных выборах, дата которых до сих пор не определена, Грилло рассчитывал на первое место.

Теперь же многие европейские издания уверяют, что настроения итальянцев изменились. Такой вывод они делают на основе результатов второго тура муниципальных выборов, проходивших в Италии. «Пять звезд» практически повсеместно потерпело поражение. Очень слабо выступила и «Демократическая партия» бывшего премьер-министра Маттео Ренци. Избиратели поддержали кандидатов от движения «Вперед, Италия!» другого итальянского экс-премьера Сильвио Берлускони, а также идеологически близких к нему ультраправых из движения «Лига Севера» и евроскептиков из партии «Братья Италии».

На этой основе пресса заговорила, с одной стороны, о «правом повороте» в итальянской политике, а с другой — о предстоящем уходе с политической сцены безыдейных популистских партий. Однако экс-премьер Маттео Ренци утверждает, что ошибочно считать прошедшие муниципальные выборы «тренировкой» перед общенациональными парламентскими. И он, скорее всего, прав.

Начать стоит с того, что парламентские и муниципальные выборы проходят по разным правилам. Это как раз Ренци хотел проводить выборы парламента страны только по мажоритарной системе (одномандатным округам), чтобы отсеять безответственных популистов, избирающихся по партийным спискам. Итальянцы тогда главу правительства не поддержали, и он вынужден был уйти в отставку. Теперь же все итальянские партии договорились провести прямо обратную политическую реформу и принять закон о выборах, который в значительной мере повторяет немецкий. Новые выборы в итальянский парламент пройдут в итоге только по пропорциональной системе, то есть голосовать избиратели будут за партии, а не за каждого конкретного депутата.

Таким образом, шансы движения «Пять звезд» на парламентских выборах резко возрастут, поскольку у этого политического объединения есть популярные лидеры. По этой же причине «звезды» провалились на выборах муниципальных. В отличие от старых партий, в движении Джузеппе Грилло нет так называемых «крепких хозяйственников». А избиратель, что естественно, только на национальных выборах готов голосовать за хороших ораторов и оригинальные идеи, но когда речь идет о мэре собственного города стабильно предпочитает умелого администратора речистому политикану. И это вторая причина, по которой не стоит проецировать итоги итальянских муниципальных выборов на парламентские.

Таким образом, единственный действительно важный результат двух туров муниципальных выборов в Италии — это усиление позиций «правых» и возвращение в большую национальную политику Сильвио Берлускони, который со своей партией опять пытается пробраться к власти. Правда, по данным соцопросов, и «Вперед, Италия!», и «Лига Севера» могут рассчитывать максимум на 14% голосов каждая, тогда как рейтинги неудачников муниципальных выборов «Пяти звезд» и «Демократической партии» колеблются около 28%. Но хорошие позиции на уровне муниципалитетов и поддержка новоизбранных «правых» мэров крупных итальянских городов вполне может изменить картину.

Тем более что никто точно не может сказать сколько времени есть у Берлускони сотоварищи до парламентских выборов. Их дата до сих пор под вопросом. Скорее всего, это будет январь 2018 года. То есть у «тефлонового Сильвио», как называли Берлускони в период его трех премьерств, есть полгода, чтобы привести свою партию к победе.

В Москве такому исходу, наверняка были бы рады. Дружба Берлускони и Владимира Путина общеизвестна. В случае возвращения Берлускони Италия безусловно стала бы союзницей России. Впрочем, для самих итальянцев это вряд ли было бы хорошей новостью, поскольку внутри политической элиты Евросоюза Берлускони такой же изгой как лидер французского «Национального фронта» Марин ле Пен. Так что его победа наверняка обернулась бы для Италии серьезными финансовыми трудностями, которые никак не облегчила бы дружба с Россией.

Иван Преображенский