Posted 30 июня 2017,, 07:24

Published 30 июня 2017,, 07:24

Modified 30 марта, 22:51

Updated 30 марта, 22:51

Москва доплатила и одобрила «сменщика» Атамбаева

30 июня 2017, 07:24
В Киргизии стартовала предвыборная гонка. Кремль заранее постарался, чтобы республика получила «правильного» президента и сохранила «равнение на РФ».

Киргизия считается самой демократичной страной Центральной Азии — вероятно, потому, что ее власти неоднократно допускали «цветные» перевороты, которые в итоге привели к президентству Алмазбека Атамбаева, от которого, перед его избранием шесть лет назад, мало кто ожидал «пророссийской прыти». Но президентский срок Атамбаева вышел, а новая Конституция не позволяет ему баллотироваться еще раз. Кстати, недавно он посетил Россию с государственным визитом, воспринятым как «прощальный», но ставшим весьма многообещающим для Москвы, о чем будет сказано ниже.

Выборы назначены на середину октября, а президентская гонка уже в самом разгаре. Проходит она на удивление в конкурентных условиях. Атамбаев пообещал, что выборы обойдутся «без революционных потрясений», и передача власти состоится мирно. Тем, кто попытается дестабилизировать обстановку, он пригрозил: «Закроем, куда надо».
Киргизский президент также назвал имя своего преемника — от него этого долго ждали. То есть правящая Социал-демократическая партия (СДПК) Атамбаева выдвинула кандидатуру действующего премьер-министра Сооронбая Жээнбекова.

«Ни рыба, ни мясо», — говорят о нем в Киргизии. У кандидатуры Атамбаева наблюдается явное отсутствие того, что нынче именуется «харизмой». Зато у него есть поддержка действующего президента, за которого киргизы проголосовали бы и сейчас, будь у того возможность баллотироваться на второй срок. В общем, есть основания полагать, что неяркий политик Жээнбеков имеет большие шансы выиграть выборы за счет такой сильной «спины», как Атамбаев, ну и, конечно, административного ресурса, который в Киргизии эксплуатируют умеренно — не в наглую. Но поскольку кандидатов в президенты выдвинули почти все популярные партии, второй тур голосования не исключен.

Сейчас основными соперниками протеже Атамбаева можно считать бывшего премьера Киргизии Темира Сариева с его солидным опытом в политике и экономике; Омурбека Бабанова — говорят, он самый богатый человек в республике, не чуждый дел коррупционных; и достаточно молодого успешного бизнесмена Бакыта Торобаева. Последний известен тем, что неоднократно и в довольно резкой форме критиковал киргизские власти. В отличие от него, два вышеупомянутых кандидата в президенты «отрицательный заряд» в отношении официального Бишкека эксплуатируют умеренно.

Отметим также, что все кандидаты в президенты — люди состоятельные, и им, с финансовой точки зрения, несложно вести активную предвыборную кампанию, разъезжая с агитацией, но вряд ли с серьезными программами по всей республике. Здесь же заметим, что, несмотря на «расцвет демократии», Киргизия — страна восточная, и многое в ней решают кланы. Причем республика разделена на две кланово-политические и постоянно конкурирующие между собой территориальные единицы — север и юг.

Так, премьер, баллотирующийся на пост президента, является выходцем из состоятельного и влиятельного южного клана с широко разветвленной родней, и здесь его, конечно, поддержат. Ну, а на севере Жээнбекову ненавязчиво подсобит действующая власть. Правда, премьер, имеющий репутацию не коррумпированного человека, может «электорально пострадать», поскольку о нем и его брате ходят слухи, в соответствии с которыми они имеют серьезные «арабские связи» и лоббируют интересы Катара и Саудовской Аравии, что в Киргизии не популярно категорически. Но в пользу Жээнбнекова может сыграть его степенность, уравновешенность, мягкий стиль работы.

Торобаев — тоже южанин, но клан его не столь влиятелен, как клан Жээнбекова. А вот Бабанов и Сариев — выходцы с киргизского севера. Так что на выборах президента Киргизии можно будет наблюдать весьма интересное явление — географическую борьбу между претендентами на пост главы государства, представляющими его юг и север, кланами этих территорий и их деньгами.

Но, строго говоря, по новой киргизской Конституции президент лишен части полномочий, которые ранее, до внесения изменений в Основной закон, делали его едва ли не всемогущим. Сейчас быть премьером почти не менее престижно, чем президентом. В Бишкеке не исключают, что на пост главы правительства метит Атамбаев, хотя он и говорит, что не собирается, по крайней мере, некоторое время участвовать в активной политике.

Взял тайм-аут или сделал для Киргизии все, что мог? Правда, удалось сделать не так уж много — народ живет бедно, коррупция процветает, зато в республике пока относительный мир. Вероятно, за продолжением этого мира и безопасностью (на взаимовыгодных условиях с Россией) Атамбаев и приехал с «прощальным» визитом в Москву.

Надо сказать, он был весьма «урожайным» для обеих сторон, и Атамбаев оставил Киргизии отличное, по мнению его сторонников, наследство. Отметим, что на первый взгляд большой необходимости во встрече с президентом России Владимиром Путиным у Атамбаева не было — за последний год президенты встречались четыре раза, а за шесть лет — 20 раз. Но, видимо, кое-какие вопросы требовали затяжного торга.

И вот они решились — стороны подписали восемь документов. Во-первых, Россия спишет Киргизии долг в объеме 240 миллионов долларов, а позже — и еще часть задолженности. Во-вторых, Москва и Бишкек подписали соглашение о развитии военно-технического сотрудничества и декларацию об укреплении союзничества и стратегического партнерства. Кроме того, Киргизия официально подтвердила статус дислоцированной на ее территории объединенной военной базы России. Так что быть ей в республике надолго.

Словом, долг Киргизии был списан не бескорыстно. В то же время Россия за последние шесть лет инвестировала в республику 3,5 миллиарда долларов, да еще и «Газпром» намерен вложить 100 миллиардов рублей для ее газификации. Атамбаев неоднократно поблагодарил Россию и ее президента за материальную и моральную поддержку Киргизии. «Мы в Кыргызстане знаем, что Россия — наша прародина, наш корень. Конечно же, мы всегда должны быть вместе и продолжать дело наших отцов», — сказал он.

В общем, президент Киргизии обозначил несколько важных посылов, из которых становится ясно, что визит в Россию приурочен к выборам. Во-первых, он продемонстрировал киргизам, что за время его правления в республике установилась стабильность, которую невозможно было бы добиться без помощи России. А значит, этот курс следует продолжить, благо есть кому — преемнику нынешнего президента, премьеру Жээнбекову.

Для Москвы такая преемственность, если она, конечно, состоится, означает укрепление позиций РФ в Центральной Азии, особенно актуальной в контексте Афганистана, терроризма, безопасности ЦА и юга России. Кроме того, она твердо «столбит» Киргизию в СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и ШОС. Поэтому Россия во время «прощального» государственного визита президента Киргизии продемонстрировала ему полную поддержку, а через него — и его преемнику.

Словом, Атамбаев — бывший «революционер» и лидер «цветной» революции в Киргизии — показал себя отличным политическим лавировщиком: он не только не разругался с Россией, но пошел на сближение с ней, за что республика получила от РФ немалые деньги — ей даже неплохо приплатили за ее согласие вступить в ЕАЭС.

По словам Атамбаева, главным достижением своего президентства он считает вывод двусторонних отношений с Россией в «русло дружбы и братства». Он также подчеркнул, что ситуация перед нынешними выборами коренным образом отличается от той, какой она была в 2010 году: «В населении и в политической элите есть настрой на стабильность и понимание того, что страна больше должна заниматься экономикой и меньше играть в политические игры… Ситуация не только нормализовалась, но и приобрела необратимый характер».

И действительно, к Атамбаеву может быть много претензий — уж очень бедно живет значительная часть населения Киргизии. Но для ее дальнейшего развития он сумел сделать главное — не допустил скатывания страны в гражданские, межэтнические и религиозные противостояния.

Ирина Джорбенадзе