Posted 5 июля 2017,, 09:50

Published 5 июля 2017,, 09:50

Modified 30 марта, 22:49

Updated 30 марта, 22:49

Чем же Грузия «угрожает» России?

5 июля 2017, 09:50
Москва упрекает Тбилиси участием в политике НАТО по «сдерживанию» РФ, но при этом сама намерена провести ряд военных учений в Абхазии. Так кто тут прав?

Грузия и Россия никак не могут выйти на путь относительного взаимопонимания — хотя бы в формате тесного соседства. Так, Москва выражает все большую озабоченность сближением Грузии с НАТО, а Тбилиси беспокоится по поводу бесконечных российско-абхазских военных учений в отколовшейся от нее частично признанной республике. Нет никакого спокойствия и на границе с Южной Осетией, о чем будет сказано ниже.

А пока приведем отрывок из недавнего интервью газете «Известия» статс-секретаря, замглавы МИД России Григория Карасина, заявившего следующее: «К сожалению, вместо выстраивания добрососедского и равноправного диалога с соседями — Абхазией и Южной Осетией — с маниакальным упорством Тбилиси продолжает твердить об их „оккупации“ Россией. Этот абсурдный тезис используется как аргумент в пользу дальнейшего сближения с НАТО. … Более того, в последнее время сотрудничество Грузии с Альянсом принимает такие формы, что фактически делает Тбилиси участником натовской политики „сдерживания“ России».

Карасин, который, кстати, является специальным представителем руководства РФ по грузино-российскому урегулированию, напомнил, что в прошлом году на территории Грузии трижды проводились крупные учения с участием контингентов стран-членов Альянса. По его информации, «Уже второй год подряд специально отрабатывается оперативная переброска тяжелой военной техники из Европы. Состоявшаяся недавно в Тбилиси Парламентская ассамблея НАТО и принятая там декларация отчетливо продемонстрировали ангажированность Альянса на грузинском направлении, и желание прочно закрепится на Южном Кавказе».

Из Тбилиси Карасину ответствовали, что его заявление еще раз указывает на то, насколько последовательно и верно движется Грузия по пути полной интеграции в европейские и евроатлантические структуры. «Россия раз и навсегда должна понять, что, во-первых, это выбор грузинского народа, во-вторых, он не направлен против кого-либо», — сказал госминистр Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Виктор Долидзе. По его словам, европейская Грузия в составе НАТО будет экономически сильным и стабильным государством, «гарантом безопасности в регионе, в том числе, гарантом безопасности России».

А пока этот будущий региональный «гарант» сильно нервничает из-за действий России на своих границах, то есть в Абхазии и Южной Осетии. Москва пугает всех натовской угрозой, в том числе, исходящей из Грузии, но сама проводит в Абхазии, с которой она создала объединенную группировку войск, широкомасштабные военные учения. По данным дислоцированной в Абхазии 7-й российской военной базы, в текущем году запланировано более ста маневров по отражению нападения потенциального противника — с моря и других направлений.

Грузинская газета «Резонанси» (Резонанс) цитирует лидера парламентского большинства Арчила Талаквадзе, заявившего, что Россия осуществляет «нелегитимные действия на нашей территории» и «не желает замечать справедливых требований цивилизованного мира, уважать наш суверенитет и территориальную целостность». Ответом Тбилиси на это, сказал он, будет мобилизация международного сообщества.

Но, видимо, этому самому сообществу не слишком важно, что происходит в Абхазии, и как это может отразиться на безопасности Грузии. По данным аналитика Пааты Давитая, только на территории приграничного с Грузией городка Гали дислоцирована 21 российская военная база, воинский контингент которых постоянно проводит различные учения: «Все это служит демонстрированию силы России».

Так кто кого запугивает или шантажирует — Грузия Россию, имея в виду не членство в НАТО, но соответствующее горячее желание и редкие учения, или Россия Грузию, стоя на границе с Абхазией и проводя там более сотни учений, а также периодически «сдвигая» границу Южной Осетии (соответствующие указатели), тоже, кстати, начиненной российскими военными базами, вглубь грузинской территории?

Или Россия надеется образумить Грузию, чтоб она не слишком хороводилась с НАТО — дескать, мы тут, рядом — рукой подать, и военный конфликт на почве евроатлантической интеграции Тбилиси более чем реален? И что Россия в любой момент может создать Грузии всевозможные проблемы — не только военного характера.

Но военной компоненты в Тбилиси опасаются больше всего. По данным грузинской стороны, для проверки боевой готовности в Южном военном округе только за последние пять месяцев было объявлено около 40 учебных тревог; последняя — у границы Грузии в Цхинвальском регионе. Кстати, вскоре после этого российские военные в очередной раз на 500 метров сдвинули границу Южной Осетии и Грузии вглубь грузинской территории у сел Бершуети и Собиси Горийского муниципалитета. Глава муниципалитета Давид Ониашвили отреагировал на это так: «Факт, что ползучая аннексия продолжается». Миссия наблюдателей Евросоюза в Грузии подтвердила так называемую «бодеризацию», то есть перенос границы (ЮО), и считает ее незаконной.

На жителях этого района «откусывание» еще одного участка отразилось тяжело: крестьяне не смогут производить пахотно-посевные работы, собирать урожай и вообще — просто «сунуться» к своим землям. А регион-то аграрный, очень бедный. И, помимо политического и территориального вопроса, перенос границы упирается в попрание прав простого человека и возможность ему прокормиться.

Если судить без эмоций, Россия вряд ли готовится к военным действиям против Грузии, поскольку этому сейчас не способствует геополитический контекст. Однако силу она демонстрирует — не потому, что Грузия способна напасть на ЮО или Абхазию, а потому что она стремится вступить в НАТО. И чем активнее будет действовать Грузия в этом направлении, чем больше сам Альянс будет сближаться с ней, тем энергичнее и масштабнее Россия будет демонстрировать свою военную мощь.

Впрочем, Россия прекрасно понимает, что Грузию в НАТО в среднесрочной перспективе не примут, а это означает, что военная активность Москвы на бывших грузинских территориях носит «превентивный характер», а, по сути, — место имеют шантаж и запугивание. Что же касается Грузии, ей пока нечем шантажировать Россию — ее «роман» с НАТО все еще можно считать «платоническим» и напоказ России: тоже, в некотором роде, для острастки.

Вопрос в том, кто от этого страдает больше всех. А страдает, как всегда, простой человек: крестьянин, имеющий несчастье жить на приграничных с Южной Осетией и Абхазией территориях, лишен возможности работать на своей земле — ее оттяпывают все больше и больше. Грузинам, оставшимся в Абхазии, чинят препятствия для перехода в Грузию через реку Ингури; грузинскому населению Гальского района, граничащего с Грузией, Сухум, под разными предлогами, пытается приостановить действие вида на жительство.

Гальским грузинам остается одно — взять абхазское гражданство и «переписаться» в абхазы. Либо вовсе покинуть родные места. Нерадостная перспектива, но, видно, вполне реалистичная. Вообще же, чем меньше грузин останется в Абхазии, тем лучше для России и ее огромного военного контингента, дислоцированного в Стране души. Хотя бы потому, что грузины действительно считают российских военных «оккупационной силой».

Впрочем, многие абхазы придерживаются того же мнения и выступают категорически против продажи недвижимости иностранцам. Тут, в первую очередь, имеются в виду россияне: абхазы боятся потери своей независимости, этнической идентичности, языка, культуры, «русификации» республики в целом. Недаром этот вопрос стоял очень остро при всех президентах Абхазии. Но нынешний глава республики Рауль Хаджимба может дрогнуть под давлением Москвы. Собственно, до сих пор этого не произошло из-за его боязни перед гневом титульной нации, для которой силовая замена одной власти на другую — дело плевое.

Кстати, на днях помощник президента России Владислав Сурков находился с визитом в Абхазии и встретился с президентом Хаджимба, после чего оба пообщались с журналистами. Сурков остался доволен всем, что увидел, в том числе, и ходом реализации инвестиционной программы России, и тем, как «прозрачно» тратятся в республике российские деньги. Но при этом он не преминул подчеркнуть «желательную либерализацию рынка недвижимости». «Известно, — сказал он, — что здесь он довольно жестко ограничен. Я думаю, что если этот барьер был бы разумно снят, без риска для суверенитета Абхазии, то это тоже дало бы мощный толчок вперед (Инвестиционной программе — прим. автора)».

Интересно, как теперь Хаджимба будет выкручиваться — разрешит отчуждение недвижимости? Но тогда его быстренько скинут, и дислоцированные в Абхазии военные базы воспротивиться этому не смогут, поскольку в Стране души уже давно сложился неблагоприятный фон в отношении людей в российской военной форме. А не разрешит, так его вскорости сменит Москва. Или накажет Абхазию финансово: выбор небольшой.

Но вернемся к мускулам, которыми Россия играет под носом у Грузии в Абхазии и Южной Осетии. Соседство — дело тонкое, особенно на Кавказе. И особенно — в его идеальном понимании. Оно не терпит силового давления, запугивания, стяжательства, включая политическое. Один неверный шаг — и бывшие добрые соседи становятся заклятыми врагами.

А Грузия и Россия этого постулата почему-то не придерживаются, и уже давно. Однако, сравнивая «весовые категории» сторон, приходишь к элементарному выводу: Грузия, «в случае чего», пострадает гораздо больше, чем Россия, и никакой Запад ей не поможет. Один из примеров — Война 08.08.08, признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии и т. д. — можно считать, что западные «друзья» Грузии, за исключением тогдашнего президента Франции Николя Саркози, грубо говоря, не почесались.

Но это — на среднесрочную перспективу. Поскольку, как показывает история, любая удавка со временем изнашивается, а вырвавшийся на волю бык может наделать много бед.