Posted 27 июля 2017,, 17:18

Published 27 июля 2017,, 17:18

Modified 31 января, 16:14

Updated 31 января, 16:14

В Абхазии в разгаре «пляжно-криминальный сезон»

27 июля 2017, 17:18
Убийства, изнасилования, захват заложников отпугнули туристов из РФ от «Страны души». Чем обернется для президента Хаджимба преступный беспредел в его «вотчине»?

Частично признанная Абхазия, которую полностью содержит Россия, и для которой единственным источником собственных доходов является туризм, превратилась в настоящую «черную дыру» — нынешним летом преступность здесь достигла своего апогея. «Страна души» и прежде не отличалась благоприятной криминогенной обстановкой, но июнь и июль потрясли даже «закаленных» местных жителей. Они остерегаются выпускать детей на улицу без сопровождения взрослых и краснеют за то, что приехавшим на отдых в эту «жемчужину» черноморского побережья с поистине райской природой приходится, из соображений безопасности, передвигаться группами, а иногда и просить власти и знакомых об охране. Многие покинули Абхазию раньше запланированного срока.

Нынешним летом преступность действительно вышла за все мыслимые и немыслимые рамки. Самыми резонансными уголовными делами июня стали изнасилование 13-летней девочки в селе Нижняя Эшера, а спустя несколько дней — убийство ее старшей сестры. В Абхазии многие требуют введения смертной казни за преступления, совершенные с особой жестокостью и в отношении несовершеннолетних. Слышны также требования отставки главы МВД и президента республики Рауля Хаджимба.

Люди еще не пришли в себя от всех этих ужасов, как в центре Сухума прогремел взрыв — врачи с трудом спасли находящегося на месте происшествия человека, однако он лишился ноги. А на следующий день пьяный Герой Абхазии открыл пальбу в кабинете председателя Фонда инвалидов Отечественной войны. Июнь был также отмечен множеством краж, не говоря уже о тотальном хулиганстве и мошенничестве.

А уже в июле Абхазию потрясло вооруженное нападение на туристов из Москвы, в результате которого от множественных ножевых ранений погиб Андрей Кабанов. Трагедия произошла в селе Приморском Гудаутского района, где вместе с погибшим находились его супруга, двое малолетних детей и семья друзей — тоже с двумя детьми. Преступники похитили женщин и детей. В результате оперативных мероприятий абхазских силовиков заложники были освобождены. Подозреваемые в убийстве, разбойном нападении и взятии людей в заложники — братья Джинджолия — задержаны. По информации Генеральной прокуратуры Абхазии, силовиками недалеко от места жительства подозреваемых обнаружены орудие преступления — нож, похищенные ювелирные изделия и два фотоаппарата.

Оперативность в поимке преступников местное население не успокоила: главное, говорят тут, чтобы виновные были наказаны по всей строгости закона — а на этот счет есть большие сомнения. Но в данном случае есть «нюанс»: убит-то гражданин России, и если абхазы спустят это дело на тормозах, им не поздоровится. Хотя вообще-то это не первое убийство гражданина РФ в Абхазии, а грабежи и разного рода издевательства над ними стали уже делом рутинным. Но сейчас рассчитывать и на прозрачность следственных действий, и на публичность суда над преступниками можно. А дело об убийстве, похищении и ограблении тянет на максимальный срок лишения свободы.

В общем, паника царит в абхазском обществе. Пляжи опустели, хотя и до этого «кровавого лета» туристический поток в Абхазию постепенно сокращался. Соответственно, местное население не досчитываетcя денег, на которые рассчитывало. Конечно же, виноваты в этом, в первую очередь, власти республики, которые делают вид, что преступность в Абхазии находится на «приемлемом» уровне, и ее масштабы «раздувают недоброжелатели». Когда происходят резонансные преступления, они ведут долгие речи о том, что надо сделать для борьбы с преступностью, но их теоретические выкладки на практике так и не применяются.

Население Абхазии — разумеется, не все, но его немалая часть — тоже приложило руку к сокращению туристического потока хулиганскими выходками, мошенничеством, надувательством приезжих, взвинчиванием цен на товары и услуги. А пожаловаться в Абхазии некому, да и опасно: местные преступные элементы, не говоря уже о целых кланах, могут и отомстить.

Интернет-портал Sputnik цитирует заместителя генерального директора Института ЕАЭС Сергея Белякова, считающего, что «ключевыми проблемами современной Абхазии являются ряд проблем системного характера, препятствующих и развитию туристической отрасли, и подъему экономики республики в целом».

«Первой проблемой» он назвал обеспечение безопасности населения и зарубежных гостей: «То кто-то где-то стреляет, кого-то убивают, но главное не это. Дело не в количестве преступников, а в характере преступности. Лично у меня складывается такое ощущение, что в республике вновь появилась организованная преступность».

Эксперт акцентировал внимание на проблеме распространения наркотиков в Абхазии, представляющую «стратегическую опасность для политической стабильности в республике, поскольку за распространителями наркотиков совершенно точно стоят различные зарубежные преступные группы… Очевидно также, что там, где распространяются наркотики и растет количество наркоманов, растет и любая другая преступность. Наркоманы — это люди, готовые на любое преступление ради очередной дозы. И борьба против этого явления сегодня в Абхазии должна стать наиважнейшей государственной задачей». Как подчеркнул Беляков, «Пока работа структур МВД не дает нужного результата».

Второй причиной низкого рейтинга привлекательности Абхазии, как места отдыха зарубежных гостей, он назвал самоустранение властей и расслабленность абхазских элит, «не желающих — вот уже который год — переходить в мобилизационный режим деятельности». Между тем, отметил эксперт, «если элиты хотят добра своей стране, если они хотят обезопасить республику от надвигающихся угроз, мало прислониться в экономическом и военном отношении к России. Россия не спасет новое поколение абхазов от наркотиков и других напастей. Развитие нации и спасение молодежи — дело рук самих абхазов. И за решение такой задачи нужно приниматься всерьез».

Абхазии, полагает Беляков, «сегодня нужна сильная, жесткая власть, которая бы при опоре на российские ресурсы смогла обеспечить переход республики в мобилизационный режим развития хотя бы лет на десять». Третьей проблемой он назвал отсутствие профессионального плана экономического развития республики.

Говоря об «опоре на российские ресурсы». 25 июля Хаджимба принял участие в расширенном заседании коллегии МВД Абхазии по подведению итогов работы министерства за первое полугодие. Он заявил, что республике для борьбы с преступностью и в рамках создания Информационно-координационного центра (ИКЦ) органов внутренних дел Абхазии и России, помогут представители соответствующих российских структур.

Отметим, что в Абхазии очень энергично опротестовывают создание ИКЦ, представляющего реальную угрозу «промыслу» преступных элементов. Но Хаджимба не оставалось ничего иного, как «строго» сказать: «ИКЦ будет создан, нравится это кому-то или нет». Разговоры о том, что эта новая структура «противоречит законам Абхазии и ущемляет ее суверенитет», он игнорировал. Ну, а теперь, в свете криминальных событий июня-июля, функционированию ИКЦ уже никто не помешает. Вопрос в том, насколько оно будет эффективным в ситуации, когда в Абхазии все вершат кланы, а не законы.

Вообще же, если Хаджимба не наведет хотя бы относительный порядок в республике, следующие президентские выборы (последние ему помогла выиграть Москва) он наверняка проиграет — Россия не подсобит ему вторично взойти на абхазский политический «Олимп», с которого он буквально скинул Александра Анкваба — ту самую «сильную руку», которая и нужна была такой «черной дыре», как «Страна души».

Сейчас Хаджимба пытается оправдаться за всплеск преступности, но выглядит это довольно жалко и неубедительно. В интервью местному телевидению, комментируя трагические события нынешнего лета с акцентом на убийство российского туриста, он заявил: «Да, действительно, имеет место резонансное преступление, которое всполошило наше общество. Но, главное, все зависит от того, как наше общество и правоохранительные структуры реагируют на то, чтобы подобных событий не происходило. Сегодня важно понять всем, что преступления, которые совершены в последние месяцы, это преступления, которые создают определенный фон и имидж нашей республике. Такого не должно быть. Есть много вопросов, много нареканий к работе самих правоохранительных структур. Но мы видим то, что были действия криминальных элементов, совершенные по отношению к отдыхающим. И совокупность действий всех правоохранительных структур привела к тому, что результат есть. Лица, которые совершили это преступление, задержаны. Ведется соответствующая работа следственных органов, прокуратуры. Не сомневаюсь, что все эти действия будут проведены до конца и люди понесут наказание».

Но даже то, что подозреваемые задержаны, никак нельзя записать в плюсы абхазской власти. Ведь и до летних трагедий разгул преступности в Абхазии зашкаливал, а виновных будто-бы и не было в природе, что определило сокращение туристического потока и крайнее недовольство местного не преступного элемента властями, полностью игнорирующими превенцию организованной и иной преступности. Почему так происходит? Да потому, что, повторимся, в Абхазии всем распоряжаются кланы, и «трогать» их — значит, быстренько лишиться власти, к которой Хаджимба безуспешно рвался целое десятилетие.

Но вот он дорвался. А теперь ее надо удержать. И создается ситуация, при которой президент Абхазии либо должен срочно навести порядок при помощи силовиков России, либо отдать страну на откуп криминалитету. Оба варианта для него проигрышные: собственно, какая разница, сместит его Россия или сметут сами абхазы.

Получается порочный круг, чего, собственно, и следовало ожидать в условиях отсутствия у республики реальной государственности, справедливого суда, верховенства закона и глубоко укоренившихся иждивенческих настроений.

А утверждение Хаджимба, что люди, после последних трагических событий, все равно «к нам едут», иначе как циничным не назовешь. Благо, президент Абхазии хотя бы признал, что эти самые «люди» «должны быть обеспечены соответствующими мерами безопасности». Туризм, пояснил он, «эта та сфера деятельности, которая очень серьезно влияет на бюджет страны, на наши возможности. Поэтому мы должны создавать все условия безопасного нахождения этих людей на нашей территории».

В общем, получается, что если бы Абхазия не была туристической зоной, и бюджет бы не терял деньги из-за катастрофического уровня преступности, то cвоих защищать и не обязательно.