Posted 31 июля 2017,, 17:48

Published 31 июля 2017,, 17:48

Modified 30 марта, 22:34

Updated 30 марта, 22:34

Беспрецедентное обострение

31 июля 2017, 17:48
Резкое сокращение численности сотрудников американских дипмиссий в РФ это тяжелый кризис, но говорить о полном разрыве двусторонних отношений пока рано, полагают эксперты.

Владимир Путин анонсировал резкое сокращение численности сотрудников американских дипмиссий в РФ — на 755 человек. Это небывалое событие за всю более чем двухсотлетнюю историю отношений двух стран. Ничего подобного не было даже в самые мрачные годы «холодной войны» — ни во время Корейской войны, где армии СССР и США практически открыто сражались друг с другом, ни во время Карибского кризиса, считающегося пиком советско-американского противостояния, в общем, никогда. Конечно, и в советские, и в постсоветские годы в российско-американских отношениях регулярно случались шпионско-дипломатические скандалы, когда стороны обменивались «любезностями», высылая по 5 — 10 дипломатов друг друга. Но не семь с половиной сотен!

Напомним предысторию нынешней эскалации. В декабре 2016 года уходящий со своего поста президент США Барак Обама объявил о высылке из страны 35 российских дипломатов, заподозренных в шпионской деятельности, а также об аресте двух дач, принадлежащих посольству РФ. Поскольку в Москве очень рассчитывали на улучшение российско-американских отношений при новом президенте Дональде Трампе и, соответственно, ждали от него решения этого дипломатического скандала в пользу РФ, то российское руководство сильно затянуло с обычным в таких случаях «зеркальным» ответом в отношении американских дипломатов и американского имущества в Российской Федерации.

В России очень долго надеялись, что Трамп сможет справиться с крайне непростой для него ситуацией, в которой он оказался практически сразу после выборов, когда был обвинен своими политическими противниками в связях с Москвой. В Кремле напряженно ждали, надеясь, что новый хозяин Белого дома сможет взять ситуацию в своей стране под контроль. Много надежд возлагалось на личную встречу Трампа и Путина на саммите G20 в Гамбурге. Однако затем почти сразу Конгресс США принял законопроект об очередных, и на этот раз очень болезненных, санкциях против России, затрагивающих ее систему поставок энергоресурсов в Европу. После чего и последовало публичное обещание Путина сократить численность американских дипломатов и технических сотрудников.

Отметим, что бывший посол США в Москве Майкл Макфол уже заявил, что очень сомневается, что в России вообще имеется такое количество американских дипломатов, а американские СМИ начали шутить, что ввиду недостатка американцев Кремлю, чтобы уложиться в заявленную квоту, придется высылать россиян.

Руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павел Шариков, которого обозреватель «Росбалта» попросил спрогнозировать дальнейшее развитие этого конфликта, отметил «некую асимметрию в намеченных действиях российской стороны». «Когда высылали наших дипломатов (из США), то это касалось конкретных людей за занятия нелегальной деятельностью, — говорит он, — мы же не указываем на конкретных людей, а просто говорим, что штат американских учреждений (в РФ) должен быть сокращен. Кого при этом вышлют, нас, собственно, не интересует».

По словам эксперта, «это не конкретные обвинения в шпионаже, а скорее демонстративный шаг». Он считает, что «высылать дипломатов — это достаточно странное решение. Можно выслать всех, и тогда дипломатические отношения (между РФ и США) в принципе прекратятся».

В то же время Павел Шариков полагает, что в ответ Вашингтон вряд ли прибегнет к такой мере, как, например, запрет на въезд в США нового российского посла. Эксперт назвал такое развитие событий крайне маловероятным: «Не пустить посла — это означает полностью прекратить какие-бы то ни было отношения».

Американист считает, что причина нынешнего обострения дипломатического кризиса между Москвой и Вашингтоном состоит в том, что «российский фактор в американской внутренней политике потерял связь с внешней политикой и превратился в фактор внутриполитической борьбы». То обстоятельство, что президент США Дональд Трамп собирается подписать принятый Конгрессом новый законопроект о санкциях против России, говорит о том, что «он это делает не потому, что Белый дом считает, что РФ должна быть под санкциями, а потому, что у него нет другого способа снять обвинения в связях с Москвой».

Несмотря на очередной виток обострения российско-американских отношений, наладившееся было сотрудничество двух стран в Сирии от этого не пострадает, считает директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин. «Можно быть уверенным, что этого не произойдет по той причине, что Россия, Путин заинтересованы в диалоге по Сирии. Это единственный рычаг воздействия на Соединенные Штаты», — сказал эксперт. По его мнению, «другого рычага просто не существует, хотя и там многое надо делить надвое».

По словам Шумилина, в Сирии у РФ и США «получился какой-то опыт взаимодействия и его в Москве будут теперь ценить и пестовать гораздо больше, чем в Вашингтоне». Если этого взаимодействия двух держав в Сирии вдруг не станет, «тогда точек соприкосновения с Соединенными Штатами вообще не будет», — отметил он.

В этом сотрудничестве по Сирии заинтересована и американская сторона, поскольку «Дональду Трампу внутри США нужен хоть какой-то позитив для оправдания линии на взаимодействие (с РФ). Юг Сирии, в отличие от Украины, где все неоднозначно, представляется для него единственным местом для такого взаимодействия», — уверен эксперт.

Что касается возможного ответа Вашингтона на предстоящее сокращение численности дипломатов в России, то Шумилин не исключает такой меры, как высылка из США еще 150 работников российских дипломатических представительств в этой стране, в дополнение к 35 отправленным домой в декабре 2016 года. Однако, считает он, «скорее всего, американцы от этих комариных укусов будут уходить и поднимут свой ответ на другой уровень».

Александр Желенин