Минск перестал бояться «акул империализма»?

Белоруссия остается одной из немногих стран, не входящих во Всемирную торговую организацию, но очень старается поменять этот статус. Будет ли это выгодно РФ?


Между тем, в белорусском руководстве нет единой точки зрения по поводу вступления в ВТО. © Фото с сайта kprf.ru
Между тем, в белорусском руководстве нет единой точки зрения по поводу вступления в ВТО.

Среди чиновников согласья нет

Между тем, среди высокопоставленных белорусских чиновников вовсе нет единства по вопросу вступления страны в ВТО. Более того, противников присоединения к торговой организации, пожалуй, в правительстве даже больше, чем сторонников. Конечно, на широкую публику споры между ними традиционно не выносятся, но и утаить их тоже невозможно.

С одной стороны, приверженцы вступления в ВТО утверждают, что развивать экономику и промышленность в небольшой стране можно, только полностью открывшись мировому рынку. Это в самом деле актуально для Белоруссии, вся экономика которой ориентирована на экспорт. Как доказывают сторонники вступления, все успешные страны основывали свою стратегию роста на традиционном рецепте: либерализации торговли и использовании рыночных механизмов. Соответственно, быстрый и стабильный рост показывали страны, которые избегали применять протекционистские меры по защите от импорта: Польша, Чехия, Чили, Сингапур, Гонконг и Тайвань.

В свою очередь, противники присоединения к ВТО задаются вопросом: каким именно отраслям белорусского производства это будет выгодно? И указывают на то, что слишком многие белорусские предприятия, наоборот, потеряют свои позиции на мировых рынках. Эти же «промышленные» чиновники напоминают, что, к примеру, России пришлось вводить санкции, что бы защитить свое сельское хозяйство. А что будет с белорусским АПК в условиях, когда правительство не сможет директивно регулировать внешнюю торговлю?

Для белорусского руководства, привыкшего все держать под контролем, камень преткновения в том, что правила ВТО стоят выше национальных законодательств. То есть складывается ситуация, которая предусматривает единственный возможный путь развития экономики страны — через максимальную открытость. Члены ВТО обязаны либерализовать, приватизировать, дерегулировать (открывать для доступа ТНК и банков) сферы своей экономики одну за другой.
Однако в Белоруссии в социализме застряли даже не отдельные «красные директора», а целые отрасли экономики, такие, как агропром или легкая промышленность. Да и вся белорусская экономика в целом определяется как квазисоциалистическая — вряд ли она потянет предлагаемую членством в ВТО конкуренцию.

Денис Лавникевич, Минск