Posted 28 августа 2017,, 17:00

Published 28 августа 2017,, 17:00

Modified 30 марта, 22:18

Updated 30 марта, 22:18

Россия — США: битва за Европу

28 августа 2017, 17:00
В Литву прибыла первая партия американского СПГ, на Украину отправлен уголь, усиливаются протесты против строительства БелАЭС. Энергокарта перекраивается — и отнюдь не в пользу РФ.

Сегодня в Европе невероятно популярны «зеленые» источники энергии, которые уже обеспечивают весьма существенную долю энергопотребления в Германии, Дании, Испании, а также быстро завоевывают позиции во всех остальных странах континента. Происходит это на фоне нарастающего отказа от атомной энергетики в регионе. То есть налицо передел энергетического рынка, на фоне которого резко обострилась конкуренция между поставщиками традиционных (ископаемых) энергоносителей. Под угрозой оказалось, в частности, многолетнее доминирование в Европе — в том числе в Восточной — «Газпрома».

Литва

20 августа в порт Клайпеды пришла первая партия сжиженного природного газа из США. Ее в Литву с экспортного терминала Sabine Pass в Луизиане доставил газовоз Clean Ocean. Литва стала первой балтийской страной, куда прибыл американский газ. По утверждению властей страны, такая модель поставок поможет снизить цены на газ как в самой республике, так и в соседних странах. Кроме того, официальный Вильнюс рассчитывает, что страна станет региональным распределительным центром (хабом) для американского газа.

Как заявил министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас, это знаковое событие в ее истории. Будучи важным стратегическим партнером этой балтийской страны, США становятся также значимым поставщиком газа для всего региона. Это усилит не только энергетическую независимость, но и усилит конкуренцию среди поставщиков газа, которые гарантируют лучшие цены на газ для потребителей Литвы и «окрестностей», считает Вайчюнас. Второй газовоз должен прибыть в Клайпеду в сентябре.

Литва, пытаясь снизить зависимость от поставок «Газпрома», несколько лет назад взяла в аренду плавучий терминал Independence («Независимость») для приема и регазификации СПГ за примерно €43 млн в год. Пока эта сумма не компенсируется прибылью от коммерческих поставок, и литовские власти пытаются добиться от Евросоюза компенсации на содержание терминала, но пока безуспешно. Мощность плавучего терминала СПГ в Клайпедском порту — 4 млрд кубометров в год. Годовая потребность Литвы в газе не превышает 2,7 млрд куб. м. Оператор терминала — компания Klaipedos nafta.

Еще в апреле министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик передал правительству документы о запрете поставок российского энергетического угля. Исключение было сделано только для топлива коксовой группы, которое используется в промышленном производстве. Глава ведомства опасается, что под видом российского Украине будут продавать уголь из самопровозглашенных ДНР и ЛНР. При этом отметим, что донбасский уголь обходился бы Украине заметно дешевле. Цену при этом называют разную от $50 до $80, но нежелание «финансировать террористов» важнее.

Также Украина закупает антрацит в ЮАР. Из этой страны еще в середине августа прибыло три судна с углем. Следующая партия ожидается в сентябре.

Белоруссия

В Белоруссии, которая только несколько месяцев назад вышла из состояния затяжной «нефтегазовой войны» с Россией, опять пошло активное общественное обсуждение целесообразности строительства за российские деньги и российскими же компаниями первой в стране атомной станции — Белорусской АЭС (также называемой Островецкая АЭС или БелАЭС).

Теперь противники проекта указывают даже не на «кощунственность» самой идеи строительства АЭС в стране, сильнее других пострадавшей от Чернобыльской катастрофы. Они с цифрами в руках доказывают, что обеспечить те же объемы энергии можно было бы за счет исключительно «зеленых» источников энергии, причем в разы дешевле.

Белорусский сайт «Еврорадио» приводит пример ветропарка под Новогрудком, который, имея всего 6 ветроустановок, сегодня покрывает четверть потребности района в электроэнергии. Его стоимость вместе с подстанцией — менее $1420млн. Мощность Белорусской АЭС — 2400 мегаватт. В том же Новогрудке стоят ветряки по 3 МВт. По последним данным, стоимость Белорусской АЭС — уже $11 млрд. Это два реактора по 1200 МВт каждый. Современный ветрогенератор на 3 мегаватта стоит чуть больше $3 млн. Соответственно, атомную станцию заменят 800 таких ветроустановок, и их приобретение обойдется примерно в $2,5 млрд.

«Нужно 800 ветряков, чтобы заменить АЭС. Но один ветропарк на 800 ветроустановок очень сложно сделать. Скорее всего ветряки будут разбросаны по территории и разделены на ветропарки. Также нужны расходы на инфраструктуру: подстанции, резервные мощности, которые не зависят от ветряков. Это могут быть гидростанции или обычные ТЭЦ. То есть мы должны покрыть эти 800 мегаватт для резерва. Также нужны аккумуляторы, если ветры будут сильнее», — цитирует «Еврорадио» руководителя проекта «Ликвидация барьеров для развития ветроэнергетики в Беларуси» Марину Белоус.

Но даже учитывая все расходы, 800 ветроустановок окажутся дешевле АЭС — не говоря уже про экологический фактор. В соседней Польше мощность действующих ветряков превышает по мощности две такие АЭС, как та, которую строят в Белоруссии. По самым скромным подсчетам, Белорусская АЭС сможет окупиться через 20 лет, срок ее службы — 50 лет. К тому же вывести АЭС из эксплуатации стоит почти столько же, сколько ее построить. Ветропарк окупается за 11 лет или меньше, в зависимости от цен на электричество. Срок службы ветряка — 20 лет, но после небольшой модернизации он снова может работать. Максимальный срок службы — 30 лет.

Чтобы обеспечить АЭС персоналом, в Островце построили целый город, а стройка идет уже седьмой год и закончится только в 2020-м. Построить ветропарк, даже большой, можно за два года и гораздо меньшими усилиями.

Другие подсчеты показывают: чтобы заменить Островецкую АЭС, потребуется покрыть солнечными панелями такой город, как Молодечно. Это 18 млн солнечных панелей на 30 квадратных километрах. Обойдется такой проект в $5 млрд. Для сравнения: в Германии (где погода аналогична белорусской) солнечные батареи вырабатывают столько энергии, сколько 22 атомных реактора. Окупаемость солнечной электростанции — до 15 лет, срок службы — 25 лет.

Кроме того, в последние месяцы в белорусских независимых СМИ активно обсуждаются еще два связанных с АЭС момента. Первый — то, что Россия, вопреки прежним обещаниям, не планирует забирать из Белоруссии отработанное ядерное топливо. А второй — расчеты экономистов, по которым после запуска станции электроэнергия для белорусов будет стоить в три раза дороже. Потому что кредит Москве надо будет отдавать, а Польша и Литва уже заявили, что принципиально не станут покупать электроэнергию с БелАЭС.

И Европа в целом

Конкуренция «Газпрома» с СПГ из США началась еще в 2016 году — с приходом в Европу первого танкера. И сейчас США достаточно успешно осваивают европейский газовый рынок. На конец мая этого года в Европу из Америки ушло 19 танкеров-газовозов, что составило 13% всего отгруженного из США сжиженного газа. Газовозы приходят преимущественно в порты Испании и Португалии. У этих стран есть несколько регазификационных терминалов и нет долгосрочных контрактов с «Газпромом».

Как указывается в июньском среднесрочном прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА), мировой рынок газа существенно изменится на протяжении ближайших пяти лет. К 2021 году глобальное потребление газа, прогнозирует МЭА, достигнет 3,9 трлн куб. м, увеличиваясь в среднем на 1,5% в год, а не на 2%, как ожидало агентство годом ранее. Избыток предложения газа ведет к ужесточению конкуренции между производителями, благодаря чему Европа и Китай могут выбирать между трубопроводным и сжиженным газом в зависимости от их цены и текущей политической целесообразности.

При этом «Газпрому» еще недавно вообще не приходилось конкурировать с СПГ, и уж тем более — с американским. То есть рынок меняется прямо сейчас. По данным «Газпрома», мощность регазификационных терминалов в Европе — порядка 220 млрд куб. м в год. В 2016-м из них использовалось только 50-55 млрд куб. м — простаивающих мощностей хватило бы, чтобы почти полностью отказаться от российских поставок.

Но уже в скором времени конкурировать «Газпрому» придется не только с СПГ. Кроме «Северного потока-2» (55 млрд куб. м в 2019 году) и двух ниток «Турецкого потока» (33 млрд куб. м в 2019 году) сейчас идет строительство газопровода TANAP (16 млрд куб. м в 2018 году) и его продолжения — TAP (10 млрд куб. м). Обсуждается и ответвление от TAP — вертикальный газовый коридор. К 2023 году мощность TANAP предполагается довести до 23 млрд куб. м в год. Наполняться эти газопроводы будут за счет эксплуатации азербайджанского месторождения Шах-Дениз, готовность которого к увеличению поставок газа оценивается в 95%. Также планируется, что транспортные мощности TANAP и TAP будут наполняться не только азербайджанским, но и иракским и израильским газом.

В свою очередь, Польша в качестве альтернативы российскому газу видит трубопровод Baltic Pipe от норвежцев. Газопровод может быть введен в эксплуатацию уже в 2022-м. К 2023 году мощность только новых газопроводов в Европу составит 120 млрд куб. м.

Ну, а «Газпром» за год почти в два раза сократил прогноз объема импорта газа Европой: к 2025 году — порядка 60 млрд куб. м в год (в 2015 году было поставлено 113 млрд куб. м). Главная причина — впечатляющий прогресс европейцев в повышении энергоэффективности производства и коммунальной сферы, а также в развитии возобновляемых источников энергии. В новых условиях «Газпром», по оценкам ряда экспертов, сможет эффективно конкурировать, только обеспечив стоимость российского газа в Европе на уровне $100-110 за 1000 куб.

Впрочем, еще раньше все эти планы может существенно скорректировать быстрое развитие «зеленых» энергетических технологий и связанного с ними бизнеса. Очередным признаком того, что конец эры ископаемого топлива приближается, стало решение штата Калифорния перейти до 2045 года на 100% на возобновляемые источники энергии, о чем сообщает Bloomberg. Другие американские штаты и города, в числе которых Массачусетс, Чикаго и Атланта, собираются поступить так же. А европейцы берут с них пример.

Денис Лавникевич