Posted 4 сентября 2017,, 07:05

Published 4 сентября 2017,, 07:05

Modified 30 марта, 22:15

Updated 30 марта, 22:15

Россия — Армения: без слез, но и без восторгов

4 сентября 2017, 07:05
Путин и Саргсян поздравили друг друга с 20-летием «большого договора» между возглавляемыми ими странами, но в Ереване обошлись без юбилейных торжеств.

Президент России Владимир Путин и президент Армении Серж Саргсян обменялись на днях поздравительными телеграммами по случаю 20-летия подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между двумя странами. Документ этот называют «большим договором», официально заложившим основу союзническим отношениям между Россией и Арменией, которая в 90-х годах была в числе «лидеров» выхода из состава СССР и провозглашения полнейшей независимости.

Однако, добившись «самостоятельности», Армения не сумела стать самодостаточной страной ни с политической, ни экономической точек зрения, поэтому еще до подписания «большого договора» Россия взяла ее на буксир не без выгод для самой себя. Примечательно, что этому сильно поспособствовали тогдашние лидеры армянского «национально-освободительного движения», которые, собственно, обхитрили самих себя. Но как их в этом упрекнешь? Грозные 90-е годы другого выхода им не оставляли. Или все же лазейка имелась?

Но вернемся к президентам России и Армении. Владимир Путин в своей поздравительной телеграмме Саргсяну отметил давнюю и богатую историю отношений двух стран, прочные узы дружбы и взаимного уважения. Договор, полагает Путин, «положил начало современному этапу межгосударственных связей России и Армении».

Он высоко оценил уровень развития этих отношений, которые «за прошедшие 20 лет привели к союзническому взаимодействию». И вот теперь обе страны плодотворно сотрудничают «в процессах евразийской интеграции, совместными усилиями обеспечивают региональную безопасность и стабильность». Лидер РФ подтвердил готовность и впредь постоянно наращивать весь комплекс российско-армянских связей.

Главный армянский «брат» российского народа, то есть Серж Саргсян, в своей поздравительной телеграмме подчеркнул: «Ереван и Москва являются активными участниками и надежными союзниками в решении масштабных задач по продвижению интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и упрочения Организации Договора о коллективной безопасности в интересах мира, обеспечения стабильности и безопасности на Южном Кавказе и в зоне ответственности ОДКБ в целом». Он также высоко оценил посреднические усилия России в исключительно мирном урегулировании карабахского конфликта.

Мнения по поводу того, что дали Армении 20 лет союзничества с Россией, естественно, разделились. Как пишет Lragir, Армения «действительно стала для России «надежным союзником»: за истекшие 20 лет она передала Москве почти все свои стратегические активы — «взамен долгов за газ, долга души и прочего. Армения стала единственной страной в мире, долги которой Россия не списала и вынудила заплатить до копейки».

Как считает армянское издание, «большой договор», за которым последовали другие, а также вступление Армении в ЕАЭС, ограничили возможности республики, и она превратилась в «придаток России» и ее «дополнительный голос» в международных организациях. А стратегическое сотрудничество «на деле стало односторонним процессом по ослаблению Армении посредством ограничения ее суверенитета». Разумеется, «союзнику» припомнили щедрые поставки убойного российского вооружения Азербайджану, с которым Армения находится практически в состоянии войны.

И далее: «Договор заключен между странами, которые не имеют общих интересов по основным вопросам, более того, эти интересы нередко входят в противоречие. В этих условиях союз выливается в одностороннюю зависимость, в данном случае Армении, которая превращается в трагикомедию, скажем, когда Россия поддерживает Азербайджан в войне с Арменией. Есть еще в мире образцы такого союза?»

Чего желает Армения? Суверенного принятия решений, к чему ее стимулирует не столько «коллективный Запад», сколько США, вполне при этом отдающие себе отчет в невозможности, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, такой роскоши для этой южно-кавказской республики. Потому как даже отдельные элементы этой «роскоши» способны нанести вред геополитическим интересам России не только в масштабе Южного Кавказа, но и в глобальной политике.

«Большой договор» здесь, собственно, ни при чем. Он был подписан всего 20 лет назад, после того, как антисоветские, а, по сути, антироссийские силы в Армении вдруг взяли и «перекрасились» в пророссийские. И произошло это на фоне армяно-азербайджанского вооруженного противостояния на почве Нагорного Карабаха, вспышки националистических настроений на всей территории Южного Кавказа. Но тогда та же Грузия взяла курс на Запад и вроде продолжает его последовательно проводить, в то время как Азербайджан, и тоже — последовательно, занял промежуточное положение между пророссийским и прозападным вектором. И такая политика себя пока оправдывает. Ее изначальное отсутствие в «свободной» Армении обернулось для последней изменениями системного характера.

Ведь именно во время прихода к власти в республике вроде как антироссийских сил Ереван подписал с Москвой несколько судьбоносных для себя договоров: о дружбе, сотрудничестве и безопасности; о правовом статусе вооруженных сил России на территории Армении (военная база в Гюмри); о статусе погранвойск РФ на территории Армении (они контролируют границы республики с Ираном и Турцией); о сотрудничестве в сфере противовоздушной обороны и т. д.

Можно ли было избежать всей этой договорной базы, предшествовавшей подписанию «большого договора» и иных документов, привязывающих Армению к России? Ведь в преддверии распада СССР Армения пользовалась даже большей поддержкой Запада, чем Грузия. Вероятно, — да, если бы не боязнь Арменией Турции и Азербайджана в контексте Карабаха; если б не закрытие Турцией сухопутной границы с республикой как поддержка Баку. Но закрытие границы произошло уже в 1993 году, и если б не Грузия, Армения бы оказалась в полнейшей транспортной блокаде. Кстати, граница закрыта по сей день.

В общем, «перекрас» армянских «антироссийских» политиков в «пророссийские» был обусловлен интересами безопасности Армении и ее физического выживания; гарантией того, что большая часть армяно-азербайджанской границы не стала театром военных действий. А также обеспечением хоть и не легкого, но все же выхода армянской продукции на российский рынок, и импортом российского природного газа по льготной цене.

В общем, Россия является главным внешнеторговым партнером Армении и фактически единственным гарантом ее безопасности. Хотя гарантия безопасности — понятие неоднозначное, во всяком случае, в Армении ей доверяют далеко не все. Но при этом Россия занимает первое место среди стран — инвесторов армянской экономики. В республике функционирует около 1,3 тысяч компаний с российским капиталом, в том числе такие гиганты как «Газпром», «Вымпелком», «Внешторгбанк», «Интер РАО ЕЭС», «Роснефть», «РУСАЛ», «Росатом», «РЖД» и другие.

Но, как говорят армяне, все эти компании Россия получила либо «задарма», либо в счет погашения долга российской стороне, который, по их мнению, был гораздо ниже стоимости стратегических и иных объектов республики. Однако других инвесторов, кроме российских, в Армении почему-то не нашлось. Или власти республики их плохо искали? Либо они были, но Москва запретила Еревану идти на финансовое сближение с Западом по-крупному?

В результате союзнические отношения, фундамент которым заложил договор двадцатилетней давности, стали расшатываться, хоть на официальном уровне это не признается. Их начинающейся неустойчивости способствуют три фактора: недовольство, которое испытывают в России «поведением армян»; попытки Запада внести раскол в российско-армянские отношения; недальновидность политики РФ на Кавказе, в данном случае — в «союзнической» Армении. Итог — в республике все чаще заводят разговоры о «деколонизации» от России и смене внешнеполитического курса на Запад с идеализацией США, ЕС и НАТО.

Словом, армяне не поздравили друг друга и россиян с 20-летним юбилеем «большого договора», как это сделали Путин и Саргсян, на что у первых есть как объективные, так и субъективные причины; наивные надежды на — а вдруг! — политическую мимикрию армянской власти, быстрое нахождение ею «истинного, могучего и щедрого» западного гаранта безопасности Армении.

Ирина Джорбенадзе