Posted 14 сентября 2017,, 16:28

Published 14 сентября 2017,, 16:28

Modified 31 января, 16:48

Updated 31 января, 16:48

Баку — «место сборки» интересов РФ, Ирана и Турции

14 сентября 2017, 16:28
Как Азербайджан может стать одной из важнейших переговорных площадок, обсуждалось на конференции «Ось Москва-Баку», прошедшей в российской столице.

Принято считать, что судьбы мира решают исключительно сверхдержавы. Обладая ядерным оружием и значительным военным и экономическим потенциалом, страны действительно могут с легкостью влиять на процессы в любой точке планеты. Однако из любого правила бывают исключения. Иногда руководству того или иного государства достаточно проявить гибкость мышления и знание геополитики, чтобы укрепиться в качестве влиятельного игрока на международной арене.

Так, в последние несколько лет, благодаря прагматичному подходу своего руководства, Азербайджан стал одним из ключевых игроков в обеспечении безопасности в Закавказье и на Ближнем Востоке. Секрет Баку оказался одновременно прост и сложен: на фоне драматических событий в Сирии азербайджанское руководство решило разыграть геополитическую и культурно-цивилизационную карту, став посредником между ключевыми игроками, задействованными в урегулировании сирийского конфликта.

То, каким образом Баку в короткие сроки смог стать важнейшей переговорной площадкой, обсуждалось на конференции «Ось Москва-Баку», прошедшей в российской столице.

«Азербайджан играет балансирующую роль в регионе», — отметил, открывая конференцию директор Центра геополитических экспертиз Александр Дугин.

«Баку может гармонизировать отношения России, Турции и Ирана. Новое поколение азербайджанских дипломатов решает эту проблему в регионе, от которой во многом зависит то, как будет развиваться весь остальной мир», — считает российский политолог.

Партнерство Москвы, Анкары и Тегерана позволило добиться значительных результатов в борьбе с террористическими группировками на территории Сирии. Важно понимать, что этот успех — не только военно-политический, но и дипломатический. Россия, Турция и Иран имеют значительное количество противоречий, зачастую интересы стран в регионе и за его пределами могут не совпадать. Поэтому крайне важно, чтобы в ходе переговоров был посредник, которому в одинаковой степени доверяют все стороны.

«Иран превратился в региональную сверхдержаву», — отметил, выступая на конференции политолог, член Изборского клуба Шамиль Султанов. Поэтому, по словам эксперта, очень важно выстроить приоритетные отношения с этим центром, который как он подчеркивает усиливает свое влияние и в различных точках Закавказья.

Баку идеально подошел на эту роль, так как и Москва, и Анкара, и Тегеран считают азербайджанскую сторону своим близким партнером. На протяжении столетий русские и азербайджанцы вместе строили одно государство — сначала Российскую империю, а позже — Советский союз. Азербайджанская диаспора является одной из крупнейших в России и воспринимается как органическая часть современного российского общества.

Турецкая сторона также воспринимает Азербайджан как дружественное государство. В данном случае главную роль играют этнические и культурные связи: тюрки по происхождению, азербайджанцы в некоторых аспектах схожи с современными турками. На протяжении продолжительного времени значительная часть территории нынешнего Азербайджана находилась под контролем Османской империи, многие выходцы из этих мест дослуживались до ключевых постов при дворе султана. Сегодня налажены серьезные торгово-экономические и гуманитарные связи между двумя государствами.

Баку сыграл ключевую роль в разрешении кризиса в отношениях между Россией и Турцией после того, как в 2015 году над Сирией турецкие ПВО сбили российский Су-24, рассказал на конференции первый заместитель председателя комитета Государственной думы России по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев. «Все чаще Азербайджан становится посредником между Россией, Турцией и Ираном. Например, когда был сбит российский самолёт 24 ноября 2015 года, азербайджанское руководство сделало все, чтобы урегулировать этот конфликт», — отметил депутат.

В отношениях Азербайджана с Ираном важнейшим фактором является религия. В большинстве своем азербайджанцы — мусульмане-шииты. Крупнейшим шиитским государством в мире является Иран, одной из внешнеполитических максим которого является сплочение единоверцев вокруг Тегерана.

Иными словами, Баку оказался в центре треугольника Москва-Анкара-Тегеран. Прагматичный и взвешенный подход руководства Азербайджана поспособствовал сплочению этого блока в борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке. Рационально подойдя к решению внешнеполитических задач, Баку сумел значительно увеличить свой вес на международной арене.

Как отметил политолог Шамиль Султанов, укрепление отношений и демонстрация собственной положительной роли в отношениях и с Москвой, и Анкарой и Тегераном, могут помочь Баку разрешить Карабахский конфликт в нужном ему ключе. «Старая модель решения Карабахской проблемы не работает», — утверждает эксперт. — С моей точки зрения она не может быть решена в рамка мифологической минской группы, которая все более импотентна, и куда входят Франция и США. Надо смотреть с более широкой перспективы, с региональной. Надо решать Карабах проблему в рамках большого треугольника — Россия Иран Турция».

У всех трех разные интересы, тем не менее значение усиления игроков таково, что не принимать их во внимание — невозможно, полагает политолог.

Александр Бовдунов