Posted 14 сентября 2017,, 15:40

Published 14 сентября 2017,, 15:40

Modified 30 марта, 22:08

Updated 30 марта, 22:08

В споре пропала граница

14 сентября 2017, 15:40
Россия и Запад никак не могут прийти к согласию насчет того, зачем, а главное, в какую часть Донбасса должны быть введены миротворцы ООН.

Госдепартамент США заявил, что разместить миротворческий контингент ООН нужно не только на разделительной линии между территориями, контролируемыми украинскими властями и самопровозглашенными ЛНР и ДНР. Необходимо также поставить ооновских миротворцев на границе Украины с Россией, считают американцы. С таким предложением США выступят на Генассамблее ООН. Причем они рассчитывают на поддержку Германии и других европейских стран.

По мнению американских дипломатов, это поможет избежать жертв среди граждан Украины вне зависимости от их этнической принадлежности, родного языка и вероисповедания. Военная сила должна будет способствовать сохранению территориальную целостности и суверенитета Украины, объяснила позицию США представитель Госдепартамента Хизер Науэрт.

В России, однако, так не считают. Сразу несколько депутатов Госдумы возмутились позицией американцев и стали доказывать, что РФ не выступает стороной конфликта на украинской территории, а значит и российско-украинская граница не должна быть вписана в мандат миротворческой миссии ООН. При этом российские СМИ упорно приписывают Владимиру Путину идею направить на восток Украины миротворцев, тогда как первым озвучил ее во время переговоров в «нормандском формате» (Германия, Россия, Украина и Франция) украинский президент Петр Порошенко. Это позволяет российским представителям говорить с авторской позиции.

Ничего неожиданного нет в том, что точку зрения Москвы поддерживают также лидеры ЛНР и ДНР. Представители самопровозглашенной ЛНР, как и россияне, упирают на то, что Россия, по их мнению, не является стороной конфликта, а значит, нет никакого смысла ставить миротворцев на ее границе. Кроме того, как в Донецке, так и в Луганске настаивают на том, чтобы россияне, в том числе и вооруженные, могли выступать участниками миротворческой миссии. Это, кстати, одно из ключевых противоречий между российским и украинским проектами резолюции по созданию новой миротворческой миссии, которые уже внесены в Совет Безопасности ООН.

Таким образом, по большому счету, есть два вопроса, которые сегодня не позволяют и вряд ли позволят в будущем ввести в Донбасс международных миротворцев. Во-первых, Украина, США и ЕС считают Россию стороной конфликта. Пусть не юридически, а де-факто, но это не позволяет россиянам принимать участие в работе миссии, как сейчас они фактически принимают участие в работе ОБСЕ в регионе.

На это Кремль, судя по всему, готов был бы согласиться. Но второй вопрос состоит в судьбе участка украино-российской границы, который сегодня недосягаем для власти в Киеве. И Украина, а теперь и США, добиваются передачи его под контроль миссии ООН. Очевидно, что это не позволит России больше присылать в Донбасс так называемые «гуманитарные конвои», да и российские военные не смогут больше свободно ездить «в отпуск» в Донецк или Луганск. Отрезанные от этой помощи, самопровозглашенные республики долго не продержатся.

Поэтому Кремль, в свою очередь, традиционно настаивает на том, чтобы на неподконтрольных украинскому правительству территориях Донецкой и Луганской областей вначале прошли местные выборы, нынешнее руководство подтвердило бы свои полномочия в рамках Украины, и уже тогда можно было бы говорить о передаче границы. Владимир Путин, правда, уже согласился в телефонном разговоре с немецким канцлером Ангелой Меркель (подробнее об этом читайте здесь) на то, чтобы миротворцы стояли не только на разделительной линии, но и охраняли наблюдателей ОБСЕ в местах их работы. Но вряд ли российский лидер в этот момент подразумевал, что мониторинг границы с РФ — тоже часть работы миссии ОБСЕ.

Москва на прямой контроль границы миротворцами явно не согласится. Так что если миссия ООН вообще появится на Украине, то в ее мандате будет закреплена какая-нибудь промежуточная мягкая формулировка. А значит, аналогичным будет и режим на «проницаемом» участке украино-российской границы. Ну, а это, в свою очередь, говорит о том, что даже если миссия ООН появится, ситуация в регионе вряд ли серьезно изменится. Ни ЛНР с ДНР не превратятся в аналог Приднестровья, ни полный контроль Украины над самопровозглашенными республиками не восстановится.

Иван Преображенский