Posted 4 октября 2017,, 15:18

Published 4 октября 2017,, 15:18

Modified 30 марта, 21:57

Updated 30 марта, 21:57

С Мадуро поступят по-советски

4 октября 2017, 15:18
Списать долги и использовать в борьбе против США, попутно качая нефть — таков российский план для Венесуэлы.

Россия готова обсуждать реструктуризацию долгов Венесуэлы на сумму более $4 млрд, а также инвестиции в нефтедобычу на территории этой латиноамериканской страны. Взамен венесуэльский президент, которого многие зарубежные политики считают диктатором, демонстрирует лояльность лично Владимиру Путину и готовность превратить свою стремительно нищающую страну в форпоcт России в Западном полушарии.

Президент Боливарианской Республики Венесуэла Николас Мадуро прилетел в Москву в то время как его страна продолжает испытывать тяжелый экономический и политический кризис. Венесуэльский лидер уже не первый месяц находится в остром противостоянии с оппозиционным парламентом, а во внешней политике у него возник конфликт с президентом США Дональдом Трампом. И все это на фоне уличных бунтов, штурмов пустых магазинов и падения и без того невысокого уровня жизни, причиной которого стало снижение цен на нефть — главный источник доходов венесуэльского государства.

Оппозиция, выигравшая выборы в парламент, пыталась отстранить Мадуро от власти и не допустить созыва им Конституционной ассамблеи с целью перехватить полномочия у законно избранных депутатов. Ну, а Вашингтон грозил даже применением силы, если венесуэльский лидер не вернется хотя бы к видимости соблюдения в стране демократических процедур.

Мадуро устоял. Несмотря на массовые протесты внутри страны и открытые угрозы Трампа, он все же созвал послушную себе Конституционную ассамблею, которая затем объявила о роспуске парламента. Рейтинг президента, правда, после этого опасно упал, приблизившись к отметке в 10%. Но тут Мадуро невольно помогли США — они ввели новые санкции против Венесуэлы, что подстегнуло патриотические настроения. Теперь Мадуро вроде бы поддерживают уже более 23% венесуэльских граждан. Не слишком много, но достаточно, учитывая, что полиция и армия в основном сохранили ему верность.

Правда, на и без того разваленной венесуэльской экономике внутренние конфликты отразились не лучшим образом. Не помогло даже требование к местным чиновникам скорее добиться увеличения российских и китайских инвестиций в бизнес венесуэльской нефтяной госкомпании PDVSA. Решать в том числе и эту проблему Мадуро и прилетел в Москву.

Формально он прибыл в Россию поучаствовать в работе форума «Российская энергетическая неделя». Но гораздо важнее для него (и это очевидно) возможность лично поздравить российского коллегу с днем рождения — в субботу, 7 октября, Владимиру Путину исполнится 65 лет. Так что нет ничего удивительного в том, что значительную часть своего выступления на форуме в Москве Мадуро посвятил похвалам в адрес главы российского государства. Он назвал его «настоящим лидером нового формирующегося мира и мира, в котором мы хотим жить», а также «знаменосцем достоинства, чести и мира».

Владимир Путин, открывая переговоры с венесуэльским гостем, отметил, что его страна «переживает непростые времена». «Но такое впечатление складывается, что Вам все-таки удалось наладить какой-то контакт с теми политическими силами, которые Вам противостоят», — отдал должное усилиям Мадуро российский лидер. Что касается экономики, то Путин отметил небольшое сокращение объемов товарооборота России и Венесуэлы, правда, добавив, что в Москве считают, что «это вещь объективного характера». Есть, по словам президента РФ, «и позитивные моменты, в том числе и продолжение работы по нашим крупным проектам».

Если верить заявлению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, одна из главных тем визита Мадуро, помимо военно-технического сотрудничества, это реструктуризация венесуэльского долга. В 2011 году Россия предоставила Венесуэле кредит на 4 млрд долларов (и это не единственное «вложение» Кремля в эту латиноамериканскую страну). Мадуро гордо заявляет, что Каракас выполнит все обязательства по погашению долга, однако тут же просит о его реструктуризации.

Все это, надо заметить, не мешает ему предлагать российским госкомпаниям «Роснефть» и «Газпром» инвестировать в добычу венесуэльских углеводородов. Несмотря даже на то, что торговать ими на ближайшем платежеспособном рынке, то есть в США, из-за политических санкций и общего охлаждения отношений Вашингтона как с Караксом, так и с Москвой, становится все сложнее.

В итоге, получается, что Россия ведет себя с Николасом Мадуро (и он себя с ней) практически так же, как Советский Союз в ХХ веке выстраивал по всему миру отношения с лидерами нищих, но «прогрессивных» политических режимов формально левого толка. Кремль фактически меняет деньги на политическую лояльность, причем не только России как государству, но и, не в меньшей степени, Владимиру Путину — как «лидеру нового формирующегося мира».

Ну, а оплачивают это россияне, пусть и не напрямую, но все равно из своего кармана. Нетрудно предположить, что все кредиты, выданные «перспективным иностранцам», как заведено с тех же советских времен, вначале реструктурируют, а потом и вовсе спишут. Ибо какой спрос с политических и экономических банкротов?

Иван Преображенский