Posted 7 октября 2017,, 03:50

Published 7 октября 2017,, 03:50

Modified 30 марта, 21:56

Updated 30 марта, 21:56

Рада все же приняла «античеловеческий» закон

7 октября 2017, 03:50
Украинская пенсионная реформа может быть интересна и России. Разрабатывалась она по «лекалам» МВФ, возражения оппозиции и популистов — проигнорированы.

На Украине в угоду МВФ приняли пенсионную реформу. Новый закон «обидел» стариков, «детей перестройки», чернобыльцев, многодетных матерей, родителей детей-инвалидов, предпринимателей, «предпринимавших» до 1998 года, получивших высшее образование много лет назад, учителей, шахтеров и донбассцев, не успевших переоформить пенсию внутри страны. Список не полный, его можно продолжать. Те, кто родился после шестидесятых рискуют остаться и вовсе без пенсии, если не накопят на нее сами или если закон не поменяют. Короче, работать надо до смерти!

Представители власти вместо того, чтобы скромно помалкивать — ну, приняли, выхода другого не было — афишируют мифическое повышение пенсий как «лютую победу». Пять часов баталий в Верховной раде не смогли помешать планам правительства повысить пенсионный возраст (хоть и не прямо, но очень существенно), убрать льготный стаж для бюджетников и работающих в тяжелых условиях труда, урезать планы по досрочному выходу на пенсию и при этом сохранить более чем вольготные нормы пенсионного обеспечения в отношении топ-менеджеров крупных госкомпаний или прокуроров.

Документ должны были проголосовать еще в мае, потом дату рассмотрения перенесли на сентябрь, однако с первого раза провалили. Со второй попытки большинство парламентариев отдали свои голоса «за». Власти ограничились «ремонтом» солидарной системы, а обещанный запуск накопительной части снова перенесли. На этот раз на 2019 год.

3 октября за законопроект N6614 во втором чтении проголосовали 288 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов. Перед принятием в сессионном зале выступил премьер-министр Владимир Гройсман, который «очень» призвал парламентариев проголосовать за «историческое решение». От Блока Порошенко за пенсионную реформу проголосовали 122 человека, от Народного фронта — 75, «Оппозиционного блока» — 0, от «Самопомощи» — 14, Радикальной партии Олега Ляшко — 17, Батькивщины — 0, «Воли народа» — 15, «Возрождения» — 22, внефракционных — 23. Против реформы — 8, воздержались — 23. Не голосовали 27 нардепов.

Основные изменения: привязка к страховому стажу, а не возрасту; ежегодная индексация; повышение минимальной пенсии. Если оценивать закон по этим трем критериям, то все кажется логичным, экономически обоснованным и справедливым, но все основные сюрпризы содержатся в деталях.

Закон не предусматривает повышения пенсионного возраста как такового, но предъявляет требования к страховому стажу. Нормы вводятся с 2018 года. Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 официально отработанных лет. При выработке от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет — в 65.

Но нормативы минимального страхового стажа будут увеличиваться вплоть до 2028 года. Таким образом, через 10 лет для выхода на пенсию 60-летним нужно будет иметь 35 лет отработки. Если его недостаточно, то можно недостающие года «приобрести», однако не более пяти. Один год стажа стоит 16 896 гривен (примерно 35 тыс. рублей). Те, кто отработал 40 лет, и вовсе могут выйти на пенсию в любое время. Но эта норма будет внедрена только через десять лет.

Есть хорошая и плохая новости для студентов-бюджетников дневной формы обучения и женщин, находящихся в декрете. И годы учебы, и декрет засчитают в трудовой стаж. Но не все и не всем. Лишь отпуск в связи с беременностью для тех, кто «успел» в период с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 года, и обучение в вузах «днем» на условиях государственного заказа.

Поправками к реформе было учтено, что в страховой стаж включается ведение предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения с 1 января 1998 года по 31 декабря 2017 года включительно. Учитывая, что, начиная с 90-х годов многие украинцы потеряли официальную работу и начали заниматься предпринимательством или работали без официального оформления, предъявить к 60 годам 35 лет стажа будет для миллионов будущих пенсионеров крайне проблематично. Да и нынешнему поколению 30-40-летних, у которых реформа «откусит» по несколько лет стажа от учебы в вузе и от отпуска по уходу за ребенком, светлое пенсионное будущее вряд ли светит.

С принятием реформы канет в лету досрочный выход на пенсию для многих категорий лиц. Например, для чернобыльцев. Теперь этим людям говорят: с 1 января будет совершенно неважно, что они 20 лет проработали, уничтожая собственное здоровье и ожидая досрочного выхода на пенсию. Впредь — на общих основаниях.

«Это недопустимо и свидетельствует только об одном — это правительство абсолютно ничего не знает о чернобыльской трагедии и подвиге людей, которые преодолевали ее последствия, жертвовали своим здоровьем и более чем заслужили сейчас досрочный выход на пенсию», — возмутилась на заседании парламента депутат от «Оппозиционного блока» Наталья Королевская.

Под отмену «льготного стажа» попали педагоги (которым, кстати, эту льготу прописали в принятом месяц назад законе об образовании), медики, металлурги, шахтеры, химики, социальные работники, летчики и другие категории. То есть «горячий стаж по первой и второй сетке» просто смыло в унитаз, а ведь зачастую люди и задерживались на вредных производствах, жертвуя своим здоровьем в пользу более раннего выхода на пенсию. Исключение сделано только для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Шахтерам особенно не повезло. По словам нардепа Романа Семенухи («Самопомощь»), проект правительства существенно ухудшает условия пенсионного обеспечения горняков. В настоящее время минимальный размер пенсии шахтеров со стажем не менее 15 лет устанавливается независимо от места последней работы в размере 80% средней заработной платы. «В реформе предусмотрено, что в расчет берется любая зарплата за трудовую деятельность, которая, как правило, меньше зарплаты шахтера. По данным Государственной службы статистики, у работников добывающей отрасли в 2017 году средняя заработная плата на 27% больше, чем у занятых в других секторах экономики. Поэтому нужно дать шахтерам хотя бы ту пенсию, которую они сегодня заслуживают согласно действующему законодательству», — заявил Семенуха. Но и его предложение было отклонено.

В отличие от шахтеров, никаких урезаний социальных благ не произошло для работников прокуратуры. Оппоненты реформы, в частности депутат Иван Крулько («Батькивщина»), призывали коллег закрепить на законодательном уровне, что дополнительное пенсионное обеспечение для прокуроров является добровольным, за счет собственных доходов. Но большинство это уточнение не поддержало. Интересно и то, что реформа дала право Национальному банку самостоятельно определять правила, по которым работники НБУ будут получать пенсию.

При этом профильный комитет Рады учел другую курьезную поправку. Она предусматривает 20% надбавки для пенсионеров, проживающих в населенных пунктах в горной местности. «Это чтобы Западная Украина им давала голоса», — пояснил «Стране» мотивы этой надбавки депутат Сергей Каплин, имея, вероятно, в виду, что после «аннексии» Крыма горы теперь у Украины только одни — Карпатские.

На первый взгляд, кажется, что депутаты все же позаботились о нынешних пенсионерах, предусмотрев небольшое повышение пенсий. Однако если учесть курс доллара, заложенный в проекте бюджета на следующий год, выплаты наоборот уменьшатся. Арифметика простая. Минимальная пенсия до 1 октября составляла 1312 гривен, это 49 с половиной долларов. После реформы, минималку вроде увеличат до 1452 (около 55 долларов). А с первого января следующего года повысят еще на 20 гривен. Правда, в проекте бюджета к концу 2018 доллар достигнет 30 гривен, а значит, размер минималки снова составит те же 49, но уже без половины, долларов. Это почти в два с половиной раза меньше, чем в 2013. Тогда она составляла почти 120 «американских рублей».

Из-за снижения коэффициента повышения пенсий за год стажа с 1,35 до 1% «новые» пенсионеры также обеднеют — на 20-30%. Несмотря на критику «Оппозиционного блока» и «Батькивщины», эту норму в своем проекте правительство все равно сохранило.

В будущем же, теоретически, каждый украинец моложе 35 лет, должен будет самостоятельно отчислять часть своей зарплаты на накопительный счет. Воспользоваться средствами с этого счета можно будет только после выхода на пенсию. На первом году реформы отчисления составят 2%, в следующем — 3% и так далее, пока не достигнут 7%. Параллельно работодателю нужно будет платить единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 22% от фонда заработной платы.

Окончательные результат этой реформы работающие украинцы увидят только минимум через 25 лет. Именно тогда первому поколению тех, кто будет накапливать пенсии, удастся воспользоваться средствами на своих счетах. Но специалисты отмечают, что в нестабильной экономике накопительная система таит в себе немало опасностей. Ведь нет гарантии, что за четверть века сбережения людей в накопительном фонде не превратятся в бумажки. Более того, речь идет о совершенно смехотворных суммах, накапливаемых на старость. Например, если человек всю жизнь получал минимальную зарплату, то общая сумма накоплений составит около 100 000 гривен. При вполне приличной по украинским меркам зарплате в 10 тысяч — 210 тыс. То есть это не те суммы, которые обеспечат безбедную старость.

Как пишет «Страна», нынешнее «осовременивание» пенсий никак не коснется лиц пожилого возраста, которые проживают на неконтролируемых территориях Донецкой и Луганской областей и на данный момент не получают свои заработанные пенсии, потому что по разным причинам не смогли их переоформить на «мирной» территории. Хотя, по словам главы профильного комитета Рады Людмилы Денисовой, есть отдельное поручение Кабинета министров Украины до 1 ноября представить законопроект относительно пенсий и для этих людей тоже.

По данным правозащитников, более миллиона пенсионеров, проживающих на территории ОРДЛО, сталкиваются с трудностями в получении украинской пенсии либо не получают ее вовсе. Кроме того, нередки случаи, когда лишают пенсионных выплат и внутренне перемещенных лиц, которые не проживают по тем адресам, где зарегистрировались как переселенцы.

В позитиве нового закона — введение автоматической нормы о ежегодной индексации пенсий с 2019 года для защиты от инфляции: с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50 процентов роста среднемесячных зарплат за три года и на 50 процентов индекса потребительских цен. Но это все в будущем, и люди подозревают, что индексация не будет перекрывать рост инфляции.

Зато хорошей новости обрадовались работающие пенсионеры — те люди, которые не могут выжить на предложенный им государством пенсион и еще хоть как-то шевелятся. В рамках закона для них отменено 15-процентное уменьшение пенсий. До сегодняшнего дня с продолжающих официально работать брали дополнительный налог, а по данным пенсионного фонда, после выхода на пенсию на Украине продолжают трудиться более 500 тысяч человек.

В общем, как оно все будет на самом деле — жизнь покажет. Пока ясно, что украинские депутаты, грозившиеся ни в коем случае не пропустить «античеловеческий» пенсионный закон, в очередной раз подтвердили свою «неустойчивость» и «противоречивость» и расчистили половину преград к возобновлению сотрудничества с МВФ. Следующий этап — земельная реформа и снятие моратория на продажу сельхозземель. С ним, надо полагать, — тоже справятся.

Валентин Корж, Днепр, Украина