Posted 11 октября 2017,, 12:10

Published 11 октября 2017,, 12:10

Modified 30 марта, 21:54

Updated 30 марта, 21:54

Для Порошенко мало «реинтеграции» только Донбасса

11 октября 2017, 12:10
При повторном рассмотрении законопроекта об «украинской Вандее» Верховной раде, возможно, предложат включить в него и положения о «возвращении» Крыма.

В Верховной раде Украины приняли два «интересных» закона. Один — о продлении особого статуса Донбасса — вступил в силу 10 октября, другому — про «реинтеграцию» региона — предстоит пройти второе чтение в парламенте на будущей неделе.

Согласно тексту первого предполагается, что «особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донбасса вступает в силу только после выполнения всех условий, изложенных в статье 10 закона, в частности, в части, касающейся вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины». То есть заработает он в полную силу, когда «россияне уйдут», выведут свои свои воинские подразделения (наличие которых Москва, конечно же, отрицает) и перестанут поддерживать сепаратистов — так разъясняют украинские законодатели эту путанную формулировку.

Спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер назвал продление особого статуса Донбасса «жесткими шагами ради мира», пролонгация закона не вызвала неодобрения и в Москве. Зато Кремлю очень не понравился другой закон — о «реинтеграции-деоккупации», в котором Россию называют «страной-агрессором». Также в РФ считают, что этот документ противоречит Минским договоренностям. Итак, о чем же эти законы и почему на них последовала такая разная и острая реакция?

Дело в том, что изначально планировалось принять один закон — «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». И там должно было содержаться положение о продлении действия особого статуса Донбасса. Но против этого взбунтовались фракции «Самопомощи», «Батькивщины» и, что более важно, часть депутатов от «Народного фронта».

При таком раскладе перспективы принятия документа стали призрачны, и президент, дабы протащить спорный и «габаритный» проект через парламентские двери, решил его разделить. Закон «Об особенностях государственной политики» был внесен без упоминания о продлении особого статуса. Эта норма была прописана в отдельном и очень коротком документе «Про создание условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Собственно, из этой нормы о продлении особого статуса Донбасса и состоит данный закон.

Если с ним все относительно понятно — этот документ должен обосновать продолжение антитеррористической операции и создать условия для ввода миротворческих сил, то с реинтеграцией много невнятного и запутанного. Почему «ре», и куда он, Донбасс, уже интегрирован? — задают вопрос юристы. Да и в самом тексте речь ведется совершенно о другом — основной целью в законе обозначено «освобождение Донбасса», а не его «реинтеграция».

В первом чтении за него проголосовали 233 народных депутата, минимальный барьер преодолен всего семью голосами. Перед голосованием из законопроекта убрали упоминание о Минских договоренностях, на чем настаивали многие парламентарии. И все же остался ряд принципиальных положений. Вот главные, на которые особенно обращают внимание.

Признание России «агрессором и оккупантом»

Слово «агрессия» и его производные встречаются в тексте закона 42 раза. Впрочем, словосочетания «страна-агрессор» в отношении России закон не содержит, но авторы прямо заявляют, что именно РФ осуществляет «вооруженную агрессию». В мотивировочной части к закону также говорится, что Россия оккупировала часть территории Украины.

«Российская Федерация инициировала, организовывала и поддерживала террористическую деятельность в Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории, применяя регулярные соединения и подразделения вооруженных сил и других воинских формирований Российской Федерации, подчиненных и направленных ими российских советников и инструкторов и используя засланные, созданные, управляемые, контролируемые и поддерживаемые, в том числе финансово, вооруженные банды и группы, иррегулярные силы и наемников, установив оккупационную власть Российской Федерации, осуществляемую ее вооруженными силами и другими военными формированиями, государственными органами и подконтрольными Российской Федерации самопровозглашенными органами (оккупационная администрация Российской Федерации)», — говорится в тексте законопроекта.

Определение границ «оккупированных территорий»

Границы этих территорий определяет Генеральный штаб Минобороны Украины — и уже в этом видно перераспределение функций управления этими территориями в сторону военных (читай — Петра Порошенко).

«В Донецкой и Луганской областях временно оккупированными территориями признаются: сухопутная территория и ее внутренние воды в пределах отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, где вооруженные силы Российской Федерации и оккупационная администрация Российской Федерации установили и осуществляют оккупационную власть и общий контроль Российской Федерации; внутренние морские воды и территориальное море Украины, примыкающее к сухопутной территории, указанной в пункте 1 настоящей части; воздушное пространство над территориями, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части», — сказано в проекте закона.

Отдельным пунктом выделено: «Временная оккупация Российской Федерацией территорий в Донецкой и Луганской областях… является нелегитимной и не создает для Российской Федерации никаких территориальных прав».

Гарантии собственности и правовой статус

В законопроекте сказано, что Украина «гарантирует все права собственности своим гражданам, проживающим на временно оккупированной территории», подтверждаются права на то, чем люди в Донбассе владели до войны.

Одновременно не признаются любые законы и постановления, принятые «сепаратистами». То есть в случае «возвращения Украины» на эти территории те, кто купил квартиру или создал бизнес по нормам «ЛДНР», однозначно теряют свою собственность.

Кто будет руководить силовиками. Военное положение

Этот пункт считают одним из самых важных, так как он существенно меняет систему управления вооруженными силами в зоне конфликта. Руководить всеми силовиками здесь теперь будет армия (сейчас это «сборная солянка» из представителей ВСУ, МВД и СБУ). Для этих целей создается Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины. Ему будут подчиняться все остальные ведомства, включая Нацгвардию и Нацполицию (входят в структуру МВД). Таким образом президент как главнокомандующий замкнул на себя полное руководство силовиками в зоне конфликта, а закон о военном положении дополнен пунктом, по которому на территории, где вводится ВП, автоматически прекращаются полномочия всего местного самоуправления, включая областные советы.

«Этому штабу должны подчиняться работники правоохранительных органов, военнослужащие и другие лица, которые привлекаются к проведению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях», — говорится в документе.

Разрешение на использование армии

Этим пунктом Порошенко пытается получить законное обоснование ввода войск на территорию Донбасса в мирное время и заодно снять с себя всю полноту ответственности, разделив ее с парламентариями, если за эти действия придется отвечать.

«Этим Законом Верховная Рада Украины… одобряет решение Президента Украины об использовании Вооруженных сил Украины и других военных формирований… для сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях и обеспечения государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», — сказано в проекте.

По мнению украинского политолога Руслана Бортника, законопроект содержит положения, расширяющие полномочия президента в части использования вооруженных сил на той или иной территории. Это будет касаться не только Донбасса, но и всей Украины в случае возникновения того или иного кризиса. Закон может сделать введение чрезвычайного положения для президента более легким, а саму процедуру — более гибкой. По его словам, сейчас завершился период действия закона об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, принятого во исполнение Минских соглашений. Поэтому необходим новый документ, который позволит хотя бы номинально показать, что Украина невиновна в срыве договоренностей.

«Кроме того, это игра. Есть понимание того, что любой эффективный документ в части Донбасса должен быть многосторонним. Документы, принятые лишь одной стороной, ни к чему не приведут, ничего не дадут, поскольку никто в полной мере не контролирует этот конфликт, никто самостоятельно разрешить его не способен», — отметил Бортник в интервью «Украине.ру».

Политолог особо отмечает, что закон принимается не по «заказу» различных ультранационалистических группировок, да и «независимых» националистов на Украине, по словам эксперта, не осталось. «В этом законе есть лишь одно слабое место, которое помешает за него проголосовать — это усиление полномочий президента. Этого депутаты будут бояться, и это может вызвать политические трения и какие-то проблемы в его принятии», — резюмировал Бортник.

Впрочем, есть мнение, что особых проблем не будет вообще. Оно обосновывается напоминанием о том, какие законы были приняты парламентом этой осенью. Сплошь и рядом — скандальные, непопулярные в народе, содержащие юридические противоречия с Конституцией Украины. Загибаем пальцы: закон об образовании, ущемляющий права нацменьшинств и названный на заседании ПАСЕ дискриминационным, закон о пенсионной реформе, предоставивший льготы лишь сотрудникам силовых ведомств, закон о Конституционном суде, поставленном отныне в услужение клану Порошенко. Всему этому пророчили провал в стенах парламента. Но протащили! Пусть со скандалами, драками, поджогами дымовых шашек в Раде, продемонстрировав миру, кто реально правит в Украине и усиливает свои позиции. Все выгодные и необходимые Порошенко законопроекты в конце концов были приняты и введены в действие. Получается, что жизнеспособной оппозиции в Верховной раде сегодня нет, так — одни слова, сотрясающие воздух.

Исключением можно назвать лишь блокаду Донбасса, когда все пошло не по планам Петра Алексеевича. Но тогда, кроме «парламентских энтузиастов», в процессе принимала участие «народная», агрессивная, но пока дремлющая сила. Да и было это еще в начале года — выводы, надо полагать, сделаны. Так что, с высокой вероятностью, закон о реинтеграции примут, если президент сочтет, что он ему все-таки выгоден.

Тем временем, абсолютно неожиданно, представитель президента в Верховной раде Ирина Луценко и глава фракции БПП в парламенте Артур Герасимов заявили, что законопроект о реинтеграции Донбасса ко второму чтению дополнят положениями о «деоккупации Крыма» и верификации «вывода из Донецка и Луганска российских войск». Пикантность ситуации эксперты видят в том, что документ уже был согласован с Западом и новые поправки фактически выйдут за рамки этих договоренностей.

В правительстве Украины эту новость восприняли без энтузиазма. В частности, против «смешения» в документе Крыма и Донбасса выступил замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Юрий Грымчук. По его словам, «аннексия» Россией полуострова признана во всем мире и незачем возвращаться к этому снова, тем более в уже согласованном с западными партнерами законопроекте.

В связи с вероятными «добавками» среди политиков и чиновников разразилась оживленная дискуссия. Одни считают постановку вопроса о реинтеграции полуострова вместе с Донбассом логичной и своевременной, другие — глупой и бесперспективной.

Ну, а пока идут эти споры, президент Чехии Милош Земан предложил украинцам «взять денег за Крым» и забыть о нем во имя мира в Европе. Об этом он заявил в обращении к депутатам Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге, сказав, что вопрос Крыма уже решен, хотя и незаконным способом, а попытка вернуть полуостров Украине может закончиться военным конфликтом в Европе.

Глава Чехии предложил «выкупить Крым» у Киева, в том числе за счет нефти или газа. Прозвучало это в ответ на вопрос украинского представителя, как быть с «аннексией Крыма» в случае возвращения депутатов от России в зал заседаний Парламентской ассамблеи. «Камбэк» Москвы Земан ранее назвал необходимым условием для диалога с РФ и получения российских взносов в казну Совета Европы. Кремль, напомним, грозится перестать платить, а на долю РФ приходится десятая часть всего финансирования этой структуры.

«Если мы хотим забрать Крым и вернуть Украине, это будет означать европейскую войну. Так хотите ли вы рисковать? Крым аннексирован, вне всякого сомнения. И этот вопрос уже решен, сказал Милош Земан. — Если будет диалог между Россией и Украиной — я думаю, и это мое личное мнение, — необходимо провести компенсацию — или в финансовой форме, или нефтью и газом».

Что примечательно, заявление Земана не встретило возмущения у представителей ПАСЕ, которые получили право выступить после него. Украинской делегации возможности высказаться не дали. Позже официальный Киев на предложение «выкупить Крым» ответил однозначно — полуостров не продается. Об этом, в частности, заявил постпред Украины в Совете Европы Дмитрий Кулеба. По его словам, нынешняя сессия ПАСЕ задумывалась как «агитация за возвращение россиян», и чешский президент в этой игре — лишь «пешка».

Бороться не с «актерами», а с «режиссерами спектакля» призвал и глава украинского МИДа Павел Климкин. Он подчеркнул, что Земан озвучил то, что от него ожидали. А первый вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко назвала скандальное выступление «ужасным и циничным», как и аплодисменты некоторых политиков после слов Земана. «Сегодня, в эти дни, когда в парламентские ассамблеи Совета Европы чтят память Вацлава Гавела, легендарного политика мирового уровня, мы видели Анти-Гавела, который призвал мир уничтожить принципы, — сказала Геращенко. — Мы увидели куклу, марионетку Кремля, которой кукловоды издалека руководили. Так вот — территория, граждане, честь и достоинство — не продаются».

Впрочем, президента Чехии, не впервые выступающего с «интересными» идеями, уже осудили и в собственном правительстве, отметив, что позиция руководства страны по крымскому вопросу неизменна, а на «обзывание» Земана украинскими официальными лицами никак не отреагировали.

Но все же для Украины еще один «нехороший сигнал» из Европы (вспомним о реакции Будапешта на закон об образовании) прозвучал. Пусть и от «марионетки Кремля». Прислушаются ли к нему — увидим буквально через неделю, когда в Раде во втором чтении будет рассматриваться закон о реинтеграции. Только ли Донбасса или чего-то еще?

Валентин Корж, Днепр, Украина