Posted 27 октября 2017,, 09:35

Published 27 октября 2017,, 09:35

Modified 30 марта, 21:44

Updated 30 марта, 21:44

Если враг не сдается, его подрывают

27 октября 2017, 09:35
Вслед за относительно мирными протестами в Киеве произошло покушение на депутата Рады. Значит ли это, что «политика» здесь теперь делается другими методами?

Мощный взрыв с не менее мощными последствиями прозвучал в Киеве. Поздним вечером в среду у редакции канала «Эспрессо», принадлежащего семьям экс-премьера Арсения Яценюка и главы МВД Арсена Авакова, взорвали мопед, в результате чего двое мужчин погибли, а депутат-радикал Игорь Мосийчук, политолог Виталий Бала и случайная прохожая получили ранения. В околовластных кругах прозвучали тезисы о праве руководства страны «ввести особый режим безопасности» — вплоть до ограничения массовых мероприятий. В этих разговорах организаторы «Михо-майдана» увидели попытки таким образом создать повод для разгона протестующих под Верховной радой.

Мысль о запрете митингов оформил в публикации на своей странице в Facebook провластный политолог Тарас Березовец, заявивший, что «ввиду высокой угрозы терактов в Киеве, власть имеет право ввести особый режим безопасности в городе, ограничив все массовые мероприятия. И будет в целом права».

Какие именно — политолог не уточняет. Однако, начиная с 17 октября, единственным массовым мероприятием в Киеве можно считать только «Михо-майдан» — бессрочную акцию активистов добробатов, партии Саакашвили и его союзников — «еврооптимистов», «Самопомощи» и других.

Эксперты считают, что пост Березовца мог стать тестом на реакцию общества. «Гайки давно хотят закрутить, но закручивать нечем. Это сообщение — было пробой проверить реакцию. Отзовутся — не отзовутся. Отреагируют — не отреагируют, — комментирует ситуацию в своем блоге политолог Вадим Карасев. — Но всем очевидно, что если и закручивать гайки, то надо начинать с закручивания их правоохранительным органам, на глазах у которых происходят одно убийство за другим, один взрыв за другим, и исполнители и заказчики этих преступлений годами остаются на свободе. Вспомните Бузину, Шеремета, Вороненкова, Махаури и прочих».

Инцидента с Мосийчуком недостаточно, чтобы сделать вывод, что власть после этого сможет разогнать «Михо-майдан», в свою очередь говорит «Стране» политический эксперт Руслан Бортник. По его словам, куда вероятнее, что власть захочет восстановить монополию на силу и нанести удар по неподконтрольным ей правым радикалам. «Это может быть предлогом для разгона части правого движения. Возможно ужесточение гражданских свобод, массовое открытие уголовных дел против особо дерзких праворадикальных элементов. Взрывы в Киеве стали происходить слишком часто, чтобы пускать это на самотек. Но этого недостаточно, чтобы обосновать разгон Майдана», — считает Бортник.

Впрочем, эксперты полагают, что политики и власть всего лишь продолжают использовать любой повод, любую трагедию для политического пиара и извлечения выгоды. Хотя пока даже непонятно, что вообще произошло: кого хотели взорвать, кто и за что — некоторые считают, что покушение было организовано вовсе не на Мосийчука.

Украинское следствие выдвинуло три основных предположения произошедшего. По словам первого заместителя прокурора Киева Павла Кононенко, первая версия — «покушение на убийство Мосийчука, которое было организовано спецслужбами РФ». Согласно второй, покушение было связано с политической и общественной деятельностью депутата «и его позицией внутри Украины». Еще одна версия — покушение на убийство по личным мотивам. Также следователи рассматривают вариант, что покушение было совершено не на Мосийчука, а на политолога Виталия Балу. Но в любом случае, в СБУ происшествие квалифицируют как теракт.

Итак, немного подробностей. 25 октября, десять часов вечера, Киев, улица Адама Мицкевича. Наружная камера телеканала «Эспрессо» фиксирует, как из здания выходят трое мужчин. Через секунду в 10 метрах происходит мощный взрыв. Видно, что пострадавшие лежат на земле. Потом становится известно, что погиб прохожий, 36-летний Михаил Мормиль. Он оказался подполковником МВД в отставке, в 2015 году уволившийся по состоянию здоровья и живший в этом районе. Уже в больнице скончался и 31-летний охранник Мосийчука Руслан Кушнир. Он бывший беркутовец, принимавший участие в событиях Евромайдана, причем «с другой стороны», до последнего времени служивший в ППС полка особого назначения «Киев-1». У мужчины остались беременная жена и четырехлетняя дочка.

Игоря Мосийчука увезли в частную клинику «Борис», политолога Виталия Балу и еще одну случайную прохожую доставили в государственные медучреждения. В прокуратуре заявили: сработало взрывное устройство, прикрепленное к мопеду. По мнению взрывотехников, это была самодельная бомба, смонтированная на базе автомобильной сигнализации. Использовали около полкило тротила. По версии следствия, транспортное средство оставили у входа к одному из телеканалов за несколько минут до происшествия.

Пострадавшая 56-летняя Надежда Тарасенко до сих пор находится без сознания в реанимации Больницы скорой помощи. Как сообщила «Украинской правде» ее дочь, женщина шла с работы домой, когда прогремел взрыв. У нее тяжелая травма головы, осколки попали в мозг. Врачи не дают пока никаких прогнозов. По словам дочери, полиция с ней говорила лишь один раз. Основное внимание правохранителей, по ее мнению, сосредоточено вокруг Мосийчука.

Состояние самого нардепа врачи оценивают, как тяжелое. Ему сделали уже несколько операций. По словам докторов, у него сильно повреждены конечности, в меньшей степени внутренние органы. Часть осколков извлечь еще не успели. В то же время, угрозы для жизни нет.

О состоянии здоровья третьего потерпевшего, Виталия Балы, известно очень мало. Ни врачи, ни родственники не дают никаких комментариев. По словам коллеги Виталия Алексея Голобуцкого, после ранения тот еще мог говорить, затем его прооперировали. Насколько известно, пострадавший пока не приходит в сознание. По неофициальной информации, Бала получил ранения внутренних органов и находится сейчас в реанимации в тяжелом состоянии. Друзья хотели его перевезти в частную клинику, однако медики пока категорически запрещают это делать.

Поскольку среди пострадавших депутат оказался самой известной личностью, кстати сказать, достаточно скандальной (многие недоумевают, как его не убили до сих пор), все внимание сфокусировали на его персоне. Связаны с ним не только политические события и скандалы, но и истории с рейдерством, вымогательством, крышеванием и даже разбоем. В сети выложено немало видео с его «подвигами», в том числе, когда он угрожал расправой правоохранителям.

В правоохранительных органах Мосийчуку приписывают связи с криминальными авторитетами. Также, по данным силовиков, нардеп имеет определенные интересы в сфере нелегальной добычи янтаря в Ровненской области. Мосийчук был фигурантом сразу нескольких уголовных производств: его обвиняли в хулиганстве, применении насилия, вмешательстве в деятельность судебных органов и взяточничестве. В сентябре 2015-го бывший генпрокурор Виктор Шокин на заседании парламента показал видео, где Мосийчук озвучивает стоимость депутатского запроса, а также получает взятку за «помощь» в предпринимательской деятельности. Тогда с нардепа сняли неприкосновенность и взяли под стражу прямо в сессионном зале. Как оказалось — на время, а дело это так до сих пор и расследуется.

В сети активно обсуждают мнение экс-следователя прокуратуры Харьковской области Александра Ружанского о том, что конфликт между лидером добровольческого движения ОУН Николаем Коханивским и одним из командиров «Правого сектора» (обе организации запрещены в России) Русланом Качмалой, а также покушение на Игоря Мосийчука могут быть звеньями одной цепочки событий. Он напомнил, что 21 октября Коханивский в ходе конфликта выстрелил в Качмалу, которого связывают с бывшим советником министра внутренних дел Украины Арсена Авакова Ильей Кивой.

«У Качмалы застарелый конфликт с Коханивским относительно дома по улице Обуховской, 60 в Киеве, где проживают переселенцы с Востока, которых защищает Коханивский от, собственно, Качмалы и Кивы, которые стремятся этих переселенцев из этого здания выгнать», — сообщил Ружанский. Против Коханивского открыли дело по ч. 4 ст. 296 (хулиганство с применением оружия) УК Украины. Во время избрания ему меры пресечения в Святошинским райсуде Киева произошли беспорядки, полиции пришлось силой разблокировать помещение суда.

«25 октября Коханивскому таки избирают меру пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста, что не соответствует обстоятельствам возбужденного против него дела. Без внимания суда остаются предложения народных депутатов, в том числе Игоря Мосийчука, взять Коханивского на поруки», — отметил бывший следователь. А тем же вечером возле офиса «Еспрессо» произошел тот самый взрыв, но и это происшествие оказалось не последним.

«И уже сегодня ночью происходит мощный пожар в доме номер 60 по ул. Обуховской. Да, это тот самый дом, где проживали переселенцы, которых и защищал Коханивский от шавок Авакова. По предварительным данным, люди успели эвакуироваться», — написал Ружанский на своей странице в Facebook. Он считает перечисленные факты «интересным ходом событий».

Существует еще одна интересная версия — киллер имел другую цель. Как сообщил в Facebook друг Михаила Мормиля, погибший не раз говорил ему, что опасается за свою жизнь и за ним ведется наблюдение. Также он обратил внимание на то, что взрывное устройство привели в действие не сразу после того, как Игорь Мосийчук вышел из подъезда. Депутат успел отойти на относительно безопасное расстояние, а в зону основного поражения попал его охранник. И именно в этот момент с мопедом-убийцей поравнялся Михаил Мормиль, который жил в том же доме, где расположена телекомпания.

Многие также высказываются в пользу этой версии. Если взрывчатка подкладывается в мопед, как при взрыве в Киеве 25 октября, то предполагается, что человек, на которого покушаются, будет проходить мимо, отметила юрист Анна Маляр. Она считает, что при организации покушения на Мосийчука взрывчатку заложили бы в его машину. «Если эта взрывчатка подкладывается в мопед, мотоцикл и так далее, то планируется, что человек будет проходить мимо», — дала свой комментарий Маляр «Громадському радiо». По ее мнению, версия покушения на жизнь Мормиля «абсолютно логична» и должна рассматриваться следователями наравне с другими.

По мнению же нардепа от «Радикальной партии» Дмитрия Линько, заказчиком покушения на Мосийчука является глава Чечни Рамзан Кадыров, чей портрет когда-то показательно расстрелял пострадавший. Напомним, в декабре 2014 года Кадыров поручил правоохранительным органам возбудить уголовное дело против депутатов Верховной рады Украины Юрия Березы, Андрея Левуса и Игоря Мосийчука.

Сам Рамзан Кадыров считает, что организаторы покушения находятся в Украине. «Он уже выполнил отведенную ему роль и сейчас стал кому-то ненужным, стал мешать кому-то, вернее, отдельной организации, которых там десятки. Сами депутата Мосийчука взорвали и подняли шум: „Чеченская Республика“, „След Кадырова“. Мы давно забыли о его существовании. Мосийчук — клоун, жалкий шут, показавший свое ничтожество, стреляя по портрету Кадырова», — заявил лидер Чечни.

Советник главы МВД Украины Иван Варченко также высказал предположение о «российско-чеченском следе». «Вариантов может быть много. Заказчик один — РФ. Есть конкретные доказательства, которые могут подтверждать, кто заинтересован в происходящем. В частности, заявления Рамзана Кадырова от 2014 года, в которых он прямо говорил о своих намерениях убить Мосийчука и некоторых его коллег, — поделился своим мнением в эфире телеканала „112 Украина“ советник. — Следствие рассматривает и должно рассматривать другие версии, но я думаю, что доказательная база сейчас достаточна для того, чтобы одной из приоритетных считать именно версию российского заказчика. И не исключаю, что исполнители могут быть самые разнообразные».

Впрочем, судя по комментариям в соцсетях, украинцы неохотно «заглотили» версию о кремлевском следе. «Задолбали уже, чуть что — Москва. Нафиг он им сдался? Нужно искать, кому здесь это выгодно, а не отводить внимание от расследования популистскими версиями. Народ боится уже по улицам Киева сам ходить и детей без присмотра отпускать. Что ни день — разборки. То со стрельбой, то со взрывами. Где результаты оперативно-разыскных мероприятий? Где организаторы?» — пишут пользователи.

В общем, пока одни домыслы и предположения, а результатов — ноль. В кулуарах МВД все больше начинают поговаривать о провале реформирования ведомства, в результате которого не осталось высококлассных «сыскарей» и «оперов», а на их место пришли аматоры и дилетанты.

Ну, а что руководство страны? Раскрыть преступление и как можно скорее требует Петр Порошенко. Об этом он написал не в официальном издании, а на своей странице в Facebook. Впрочем, этот ресурс, пожалуй, стал уже государственным информационным инструментом на Украине, более важным, чем официальные сайты власти. Президент выразил соболезнования семьям погибших и пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим. Тем более (так кстати), медреформу только что приняли. Может, с ней и ранения легче будут вылечиваться?

Валентин Корж, Днепр, Украина