Posted 9 ноября 2017,, 14:42

Published 9 ноября 2017,, 14:42

Modified 31 января, 17:26

Updated 31 января, 17:26

Еврокомиссия тянет за трубу

9 ноября 2017, 14:42
Российский газопровод «Северный поток-2» теперь уже вряд ли кому-то понадобится, считают в Брюсселе.

Европейская комиссия после долгих размышлений сформулировала поправки в законодательство ЕС, регулирующее газовую сферу. В случае их принятия, они могут существенным образом отразиться на последнем российском масштабном газопроводном проекте «Северный поток-2», который, в отличие, например, от Южного или Турецкого потоков продолжает активно реализовываться.

Уже в ближайшем будущем, если предложения Еврокомиссии будут утверждены Европарламентом и Советом ЕС (собранием лидером государств-членов Европейского Союза), не исключено, что СП-2 тоже прекратит свое существование, поскольку станет окончательно бессмысленным как для российского государства, так и для европейских, в первую очередь, немецких инвесторов.

Суть противоречий в том, что Еврокомиссия хочет распространить наиболее жесткие антимонопольные нормы так называемого Третьего энергетического пакета на все без исключения трубопроводы. Причем в идеале — договориться о том, чтобы действовали эти нормы по всей длине трубы, то есть и за пределами ЕС. Речь идет, в первую очередь, о разделении деятельности по продаже и транспортировке газа. Это должно позволить организовать равный доступ всех компаний к трубопроводам, что требует, например, установления недискриминационных тарифов на прокачку «голубого топлива».

«Газпром», его немецких партнеров, а значит и Россию этот подход не устраивает. Москва традиционно стояла на той позиции, что Брюссель использует Третий энергопакет как инструмент в конкурентной борьбе. Тем не менее, на территории Евросоюза российские газовики в основном соблюдали местное законодательство, чтобы не потерять доступ к своему главному рынку сбыта. Однако ключевое слово тут «в основном», потому что тот же «Северный поток-2» фактически был выведен из-под действия европейских антимонопольных норм.

Собственно, с этим и связаны действия Еврокомиссии, которая не скрывает, что речь идет об изменениях законодательства именно по причине скорого перехода проекта СП-2 в стадию реализации. «Мы хотим убедиться, что проект такого значения не будет реализован в правовом вакууме», — цитирует бельгийское информагентство Belga заявление замглавы Еврокомиссии Мароша Шефчовича, курирующего в ЕК энергетическую политику.

В соответствии с разъяснениями Еврокомиссии, поправки, когда они вступят в силу, изменят правила работы морских участков газопроводов, идущих в ЕС из Алжира, Ливии, Марокко, Норвегии, России и Туниса. В будущем их действие может также распространиться на трубопроводы, соединяющие с Евросоюзом Великобританию, но, разумеется, после реализации Brexit, то есть выхода Соединенного Королевства из Европейского Союза.

Впрочем, есть и оговорки. Например, скорее всего, под давлением таких стран как Германия и Франция, которые активно используют «внешние» трубопроводы, государствам Евросоюза разрешат сделать исключения из закона для уже действующих газопроводов. Если заинтересованные страны, конечно, смогут доказать, что эта исключительность отдельных проектов не будет угрожать безопасности ЕС или внутренней конкуренции на рынке. И тут можно не сомневаться, что даже новое немецкое правительство во главе с Ангелой Меркель (каким бы в итоге по конфигурации оно ни оказалось) точно добьется такого исключения для уже действующего «Северного потока-1».

Насчет СП-2 все сложнее. Инвесторы, среди которых не только немцы, но также австрийцы и ряд других европейских компаний, для активизации своей лоббистской деятельности, должны быть уверены, что смогут профинансировать проект второго трубопровода по дну Балтийского моря из России. Но тут на их пути встает уже даже не Еврокомиссия, а администрация США со своими санкциями против РФ. Как сообщил прессе глава австрийской нефтегазовой компании OMV (одного из партнеров «Газпрома» по «Северному потоку-2») Райнер Зеле, приблизительно в то же время, когда Еврокомиссия оглашала свои предложения, участники совместного с Россией трубопроводного проекта получили от США разъяснения о том, как на него могут повлиять новые американские санкции.

Речь, напомним, идет о законе, принятом Конгрессом США и подписанном в начале августа президентом Дональдом Трампом. Этот документ предусматривает массу мер воздействия на Россию, среди которых есть и отдельный пакет, связанный с нефте- и газодобычей. В частности, предполагается, что президент США может вводить ограничительные меры против людей и компаний, которые вложат в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 млн долларов в течение года или более 1 млн долларов единовременно. Закон также сокращает максимальный срок кредитования российских нефтегазовых компаний с 90 до 60 дней. И, наконец, прямо декларирует, что проект «Северный поток-2» противоречит стратегическим интересам США в Европе.

С учетом того, что консорциум, сложившийся вокруг трубопроводного проекта, как раз в декабре намеревался обращаться к банкам для открытия первых больших кредитных линий, позиция США, которые легко могут этому помешать, принципиальна важна. Соответственно, пока ясности с американскими санкциями (а точнее, с гарантиями их неприменения против участников «Северного потока-2») не будет, они не станут и активизировать свои лоббистские возможности по противодействию предложениям Еврокомиссии.

Зато если с американцами все пройдет гладко, то вряд ли стоит сомневаться, что лоббисты европейских энергокомпаний начнутся добиваться того, чтобы Германия считала «Северный поток-2» уже принятым к реализации проектом, а значит имеющим право на выведение из-под обновленного антимонопольного энергетического законодательства ЕС. Но тут, скорее всего, перед российским проектом встанет новое препятствие — правительство ФРГ, в котором уже не будет дружественных России представителей Социал-демократической партии Германии. Зато там наверняка будут «зеленые», критически настроенные как к России, так и к экологическим аспектам СП-2 как проекта и вообще к «газовой энергетике».

Таким образом, Еврокомиссия в целом, конечно, не запрещает проект российского трубопровода в Германию и далее почти по всей Западной и Центральной Европе. Но ее действия легко могут уже в 2018 году превратить «Северный поток-2» в абсолютно нереализуемый проект, несмотря ни на какие российские и даже европейские инвестиции.

Иван Преображенский