Posted 16 ноября 2017,, 10:59

Published 16 ноября 2017,, 10:59

Modified 30 марта, 21:32

Updated 30 марта, 21:32

Куда Путина и Эрдогана заведет «Триумф»?

16 ноября 2017, 10:59
Покупкой у России современных зенитно-ракетных комплексов Турция дала понять, что диктат Запада для нее закончился.

Свершилось: Турция, после некоторого торга и проволочек, официально заявила о приобретении у России зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» (по кодификации НАТО Growler, что значит «Ворчун»). «ЗРК С-400 приобретены. … Но мы не намерены останавливаться на достигнутом и ориентированы на развитие отечественных мощностей. Системы ПВО должны разрабатываться в самой Турции, на ее предприятиях», — цитирует министра обороны Турции Нуреттина Джаникли агентство Anadolu.

Еще более обширные планы военно-технического сотрудничества с Россией озвучил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. По данным турецких СМИ, он сообщил, что на С-400 переговоры с «уважаемым Путиным» не закончатся, и речь пойдет о приобретении Анкарой находящихся в разработке комплексов С-500 «Прометей», поскольку американские системы Patriot «уже выходят из обращения в мире».

По предварительным данным, Турция выложит за С-400 более двух миллиардов долларов. Комплексы способны уничтожать в радиусе 400 километров авиацию, крылатые и баллистические ракеты, летящие со скоростью до 4,8 км/с, а также наземные объекты.

В общем, за счет сделки с Россией средства ПВО Турции становятся более надежными и современными. Однако участие РФ в этом деле вызвало негодование США и НАТО, вплоть до того, что американский сенатор-демократ Бен Кардин предложил ввести санкции против Турции за приобретение ею российских С-400 и задуматься о целесообразности ее дальнейшего членства в НАТО. По данным американской прессы, сенатор заявил, что сделка нарушает режим санкций, введенных против России.

Это, однако, Анкару не напугало. По заявлению премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма (его цитирует Hurriyet), приобретение системы С-400 не относится к области «предпочтений» — «это необходимость». Ведь ни государства НАТО, ни собственно США не позаботились об усовершенствовании турецкой противовоздушной обороны, в результате чего страна не смогла уничтожить 71 ракету, выпущенную с территории Сирии; погибли 29 человек. «Мы не намерены отказываться от НАТО, — пояснил турецкий премьер. — Но сотрудничество с Россией нам необходимо из-за отсутствия современной системы ПВО».

Отчего США и НАТО отказали Турции в поставках современных систем противовоздушной обороны, и почему сейчас они подняли такую бучу? Ведь пользуются же российскими системами ПВО и другие государства альянса — например, Греция. Турция, однако — это совсем другая «опера». Афины достаточно подконтрольны НАТО, а вот Анкара — уже нет. Резкое сближение с Россией, игнорирование введенных против нее санкций, ситуация в Сирии, где Турция находится, может, и во временном, но все же альянсе с Россией, свидетельствуют об изменении внешнеполитического курса Анкары. А это тревожный звоночек.

То есть, Турция перестала беспрекословно подчиняться США и НАТО (о причинах будет сказано ниже), и выстраивает, скорее всего, долгосрочные военно-технические связи с Россией, имея в виду Сирию, подготовку специалистов для эксплуатации С-400, намерение Эрдогана приобрети еще и С-500, а также иные, не озвученные пока военно-технические планы сторон.

Впрочем, достаточно одних только С-400, эффективность и «опасность» которых Вашингтон признает сам. Аналогов эта система, как считается, не имеет, а возможности действенной защиты обеспечивает. Возможно, это последнее обстоятельство более всего тревожит США — уж не собираются ли они «навести порядок» и в Турции? Не потому ли они не продали ей свои системы противовоздушной обороны? Или Вашингтон попросту не доверяет Анкаре?

Но такое недоверие толкает ее в объятия Москвы. То есть, американцы, не удовлетворив просьбу своего союзника по НАТО на приобретение современных систем ПВО, фактически подарили России военно-технического партнера и расширили рынок сбыта ее вооружения. Плюс к этому Анкара получила возможность обставить Вашингтон с политической точки зрения (дескать, вы нам не указ, мы сами с усами), а заодно и разрекламировала российские ЗРК.

Эрдоган «наивно» задался вопросом: «А почему, собственно, приобретение российских С-400 вызвало столько беспокойства? Все страны принимают меры для обеспечения собственной безопасности. Мы много раз обращались к США с похожей просьбой, но безуспешно». Что же до того, что С-400 не интегрируются с системой противовоздушной обороны НАТО — на этом в Вашингтоне делается особый акцент, — так Эрдоган напомнил про Грецию, использующую российские С-300.

Словом, он добился своего, насолив американцам, которые не только отказались продавать своему союзнику по альянсу эффективную систему ПВО, но еще и не выдали ему его «злейшего врага» — проживающего в США исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, последователи которого, как утверждает Анкара, пытались устроить в Турции государственный переворот. Вдобавок к этому Эрдоган не склонен прощать США их позицию в пресловутом «курдском вопросе», а также сворачивание президентом Трампом программ помощи так называемой «умеренной сирийской оппозиции», которую реально курировала Турция.

Закатилась ли «звезда» НАТО для Турции в контексте приобретения ею С-400, и означает ли нынешнее положение дел, что Анкара полностью перешла в военно-политический лагерь Москвы? Вряд ли, поскольку Эрдогану не с руки ссориться со всеми государствами альянса, тем более, имея возможность шантажировать их «российским фактором» в турецкой политике и, соответственно, добиваться для себя некоторого «понимания» со стороны ЕС, США и НАТО.

А историей с приобретением «Триумфов» Эрдоган дал понять «коллективному Западу», что он вышел на альтернативный, российский рынок оружия и намерен закрепиться на нем, раз бывшие друзья проявили такое «бездушие» к его стране. И вообще Турция, как было сказано выше, ориентирована на производство собственной военной техники, и в этом смысле Россия, на определенных условиях, может оказаться «щедрее», не в пример США, на «подкидывание» технологий.

Правда, «широта души» России тоже имеет свои пределы, поэтому Эрдогана, со временем, ждет некоторое разочарование. Ведь Москва должна быть абсолютно уверена в том, что ее технологии не пойдут гулять дальше Турции. Собственно, сама Турция тоже должна быть заинтересована в том, чтобы утечка (или передача) технологий тому же НАТО в перспективе не отразилась на системе ее безопасности. Ведь Запад спит и видит Турцию без Эрдогана, во главе со «своими парнями».

Сейчас-то президент Турции на коне: шутка ли — ослушаться США и НАТО, дерзко проводить собственную суверенную политику, играть на нервах Вашингтона и Евросоюза, отказавшего Турции в членстве в этой организации — и до поры, до времени, за это не расплачиваться.

Разумеется, в действиях Эрдогана присутствует элемент шантажа, причем, в довольно приличной дозе, и этому во многом способствует поддержка со стороны России, которая, кстати, расширяет экспортные поставки С-400. Они есть в Китае, подписан соответствующий контракт с Саудовской Аравией, серьезный интерес к ним проявляет Индия. Однако история с «Триумфом», даже в случае, как рассчитывает Эрдоган, ее продолжения, вряд ли станет триумфальной в контексте окончательного и безоговорочного нахождения Турции на российской политической орбите.

Сделка с С-400 и текущие российско-турецкие отношения могут серьезно изменить баланс сил, как минимум, на Ближнем Востоке — ведь до сих пор Турция была полностью подконтрольна НАТО. Но Анкара вряд ли позволит России связать себя по рукам-ногам — она предпочтет иметь возможность «свободного полета» с партнерами по собственному выбору: Эрдоган всегда пытался держать нос по политическому ветру, и от такой привычки он не откажется. Легкий шантаж — тут, согласие — там, торг — еще где-то, но никакой безоговорочной привязки ни к одному центру силы, скорее всего, не будет.

Эрдоган — выраженная фигура политической конъюнктуры, однако далеко не марионеточная. И голову в петлю «кукловодов» он не сунет.

Ирина Джорбенадзе