Posted 21 ноября 2017,, 19:10

Published 21 ноября 2017,, 19:10

Modified 30 марта, 21:29

Updated 30 марта, 21:29

Украинские «революционеры» пока сохраняют достоинство

21 ноября 2017, 19:10
Евромайдан принес его «родителям» скорее больше минусов, чем плюсов. Но бывшие активисты вряд ли жалеют, что четыре года назад затеяли все это.

Майдану исполнилось четыре года. 21 ноября 2013-го в Киеве начались события, разделившие историю государства на «до» и «после». Поэтому многие считают настоящим «днем рождения» нынешней Украины не 24 августа 1991 года, когда от «Российской империи» кусок отломился лишь на бумаге, а именно 21 ноября, когда страна, хоть и без согласия на то большинства населения, попыталась перестать быть «окраиной РФ» и взяла курс на сближение с Европой.

Именно в эти дни на улицах украинской столицы начинались массовые протесты, впоследствии приведшие к противостоянию с властью и кровопролитию, унесшему жизни 106 человек, более 2000 были ранены. Евромайдан продолжался более трех месяцев. Он показал, что украинцы в критический момент, руководимые национальной идеей, способны собраться вместе и свергнуть власть. Экс-президент Янукович сбежал в Ростов, а члены его команды, опасаясь возмездия, «просочились» через границу, спасая жизнь и нажитые капиталы. Тогда большинством овладели пьянящие чувства, вселяющие надежду на светлое и правильное будущее: «Вот оно, сбылось! Упырей прогнали, теперь построим новую страну!»

В День Достоинства и Свободы на Украине прошли молебны по погибшим в трагических событиях. Впрочем, еще 18 ноября зажгли «Лучи достоинства» на Институтской. Открылась выставка «Инициатив по осмыслению памяти о Майдане». Глава Украинского института нацпамяти Владимир Вятрович обещал к этой дате проект мемориального комплекса героев Небесной сотни (его также хотят возвести на Институтской). «Комплекс будет включать в себя мемориал, музей и обустроенное общественное пространство, — пояснил замглавы администрации президента Виталий Ковальчук на заседании оргкомитета. — Нужно еще решить ряд вопросов, связанных со статусом земельных участков и организацией конкурса».

Кстати, Петр Порошенко в этот день неожиданно предпочел участвовать в другом мероприятии. Недавно на 21 ноября — день архистратига Михаила, небесного покровителя десантников, был перенесен День ВДВ, но эксперты, как ни странно, скрытого смысла в этом не видят. «Вряд ли это особая технология власти, направленная на отвлечение внимания от ее же провалов — думаю, так получилось случайно», — сказал на мероприятии журналистам политтехнолог Юрий Константинов. На головных уборах теперь вместо герба страны будет купол парашюта с расправленными крыльями архангела и огненным мечом. Кроме того, Порошенко сменил цвет беретов десантников с голубых на темно-бордовые. По словам украинского президента, темно-бордовый — это «цвет крови, вашей крови, пролитой в боях за Украину». Также он отметил, что бордовые береты для идентификации своих десантников используют 59 стран мира, 19 из которых — члены НАТО.

Впрочем, многие «ветераны революции» считают, что президент совсем неспроста решил сегодня не появляться на Майдане — там к нему слишком много претензий у бывших соратников. Их интересует, почему фирменные магазины Roshen открываются быстрее музея Небесной сотни и каким образом Петру Алексеевичу удалось за четыре года подняться в рейтинге олигархов.

Критики Революции достоинства, каковую далеко не все на Украине считают «достойной», указывают, что в результате Майдана украинцы получили: «аннексию» Крыма, войну в Донбассе, уже с более 10 тысячами погибших и не имеющую реальных горизонтов окончания, развал экономики, отток финансов, гиперинфляцию, рост тарифов на услуги ЖКХ и энергоносители в десятки раз, снижение уровня зарплаты в несколько раз, закрытие крупных предприятий, развал мелкого и среднего предпринимательства, массовое обнищание населения, критический уровень безработицы, серьезный отток рабочих рук и мозгов за границу, прекращение инвестиций в будущие поколения на уровне государства.

Проведение показательной декоммунизации, дерусификации и поголовное «ряжение» в вышиванки способствовало лишь смене табличек на кабинетах. Радикальных перемен не произошло. Суть народного запроса на власть, стоящую на страже интересов своих граждан, а не в услужении олигархата, — выполнена не была. На смену грубым и беспринципным ворам пришли еще более жадные, но чуть лучше образованные и хитрые. Разрушить революционеры смогли, а вот построить новое и правильное не хватило то ли ума, то ли опыта.

Сторонники же Майдана «полощут в воздухе» флагом достижений в сфере сближения с Западом и приобретением нового национального самосознания, в основном направленного против главного врага — России. Лозунг примитивный (убить в себе все русское — и будет нам счастье), но при ежедневном многократном повторении достигает эффекта запоминаемости и ощущения правильности.

Тут в защиту своих достижений перечисляют следующее: создание зоны свободной торговли с ЕС, возможность путешествовать без виз в Европу, финансовую помощь МВФ и других западных кредитных организаций, возрождение армии, «сотни реформ», якобы приближающих стандарты жизни украинцев к стандартам европейцев, а также призрачно-потенциальные надежды на вступление в НАТО и ЕС. Главный аргумент в свою защиту — быстро такие процессы не происходят. Мол, продержитесь, украинцы, пару-тройку десятков лет — и все будет чудесно, цветы будут расти сквозь асфальт, а батоны хлеба и другие блага, назло русским, сами вырастут на деревьях. Нужно только потерпеть.

Впрочем, как «критики», так и «защитники» революции имеют общую точку зрения на одну из проблем. Согласие касается сознательного затягивания и препятствия расследований расстрелов снайперами участников Майдана, положивших за один день — 20 февраля 2014 года — на главной площади города десятки протестующих и сотрудников милиции. В преддверии даты генеральный прокурор Украины Юрий Луценко сказал: «Мы входим в годовщину с результатом. В активной фазе процесс над экс-президентом Януковичем, который скоро перейдет в стадию допроса свидетелей… а в Печерском суде сейчас находится представление с ходатайством о начале спецпроцедуры заочного расследования по Януковичу, Захарченко, Якименко и другим, чьи действия привели к нечеловеческим расстрелам».

Луценко обещал ощутимые результаты. Из 380 подозреваемых — 48 чиновников уровня руководителей милиции Киева и областей, главы обладминистраций, их замы, министры и экс-президент. Среди подозреваемых 201 правоохранитель, в том числе 22 следователя, 15 прокуроров и 14 судей. В розыске 110 подозреваемых. Обещания громкие, но, несмотря на тысячи томов уголовных дел, сотни врученных подозрений и шумиху в прессе, за все преступления против Майдана в тюрьму пока посажен всего один человек — и тот «титушка», а не госчиновник или сотрудник правоохранительных органов.

В народе «есть мнение», что, видимо, то ли по-настоящему виноватых нет, то ли их по каким-то причинам не могут посадить. И «причины» эти ведут к личностям из высших эшелонов следственных структур. И все чаще начала звучать точка зрения, что «стреляли все» — и правоохранители, и митингующие. Возможно даже, была и какая-то третья сторона — желающих разжечь пожар хватало. В том числе и в окружении Януковича. А значит, и наказывать некого. Если бы все было так просто, как в нашумевшем (фейково-художественном, по мнению многих на Украине) итальянском фильме про Майдан, где трое грузин вдруг откровенно признаются, что стреляли в людей, то все бы уже закончилось торжеством правосудия.

Большинство украинцев в этот день не пошли на официальные мероприятия, а «про себя» вспоминали и занимались анализом минувших событий, так или иначе изменивших жизнь всей страны и каждого. Вопросов к самим себе много. Самые распространенные: правильно ли поступили тогда, и если бы была возможность повторить — вышли бы снова? Они возникают неспроста: заявления пиарящихся политиков, что во время Революции достоинства родилась новая нация с новым сознанием, — крайне спорны, ведь, скажем, для Майдана и его сторонников «беркутовцы» были исчадием ада, а для многих на юго-востоке — героями, сражающимися против «нацистов».

Основных ответов можно выделить несколько. Первый: люди жалеют о произошедшем и, если б знали, как и чем все обернется, — то ни за что бы не повторили.

Второй, более распространенный: за то, что было на Майдане, не стыдно — стыдно за то, что те, кого привели к власти не смогли доказать делами, что все это было не зря.

И третий, самый оптимистичный: все что сделано — приведет, в конце концов, к первоначальной светлой цели строительства сильного, по-настоящему независимого и справедливого государства, но для этого придется пережить еще одну, а может и не одну революцию.

По мнению националистов-радикалов, они делают выводы и анализируют свои ошибки. «Мы неспроста не доводили октябрьский митинг под стенами парламента до штурма, — говорит „Росбалту“ непосредственный участник Майдана, блокады Донбасса и протестной акции под Верховной радой Сергей Воробьев. — Если сейчас устроить бунт и добиться досрочных выборов, то у власти снова окажутся все те же стяжатели. Второй раз на своем горбу их никто не будет выносить наверх. Нужно тщательно подготовиться и иметь, кем заменить. Но теперь никто не сбежит, ответят за все. Даже до аэропорта не успеют доехать. Просто время еще не пришло».

Политический аналитик Дмитрий Корнейчук самым неприятным моментом Майдана считает то, что свою битву «большие дяди» устроили руками самих украинцев. «Трагедия в том, что мы оказались готовы друг друга убивать и уничтожать страну. Вот и весь итог Революции Гидности. Слава Украине!» — написал он у себя в Фейсбуке.

А один из «застрельщиков» Евромайдана Мустафа Найем создал в соцсетях опрос: «Согласились бы его подписчики выйти на Майдан тогда, в 2013 году, зная, чем все окончится?» Из почти трехсот проголосовавших 70% сказали «да». Хотя, в связи с тем, что голосовали исключительно подписчики Найема, разделяющие его политические взгляды и попадающие под влияние его речей, делать на основе этих данных определенные выводы нельзя, но некоторое представление о настроениях граждан опрос дает.

Фактически есть 30%, которые изменили свою точку зрения и не вышли бы на Майдан снова, но 70% готовы его повторить, учитывая прошлые ошибки. Похоже, что это правда. И это настораживает самих участников опроса. Слишком агрессивны настроения населения и слишком мала вера в то, что ситуация «рассосется» сама собой, или руководство страны в одночасье изменится и покается. А значит, недалеки от истины прогнозы, что украинцев еще ждут великие потрясения. Дай бог, чтобы это было не так.

Валентин Корж, Днепр, Украина