Posted 27 ноября 2017,, 14:12

Published 27 ноября 2017,, 14:12

Modified 30 марта, 21:26

Updated 30 марта, 21:26

Мира на Ближнем Востоке не будет

27 ноября 2017, 14:12
Эксперты «Росбалта» отмечают, что противостояние Саудовской Аравии и Ирана усилится, а квази-война между ними продолжится «чужими руками» в соседних государствах.

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман, все более сосредотачивающий власть в своих руках, в интервью The New York Times сделал резкое заявление в отношении духовного (и в значительной степени реального) лидера Ирана Али Хаменеи, назвав того Гитлером Ближнего Востока. «Мы выучили урок из европейской истории, что умиротворение агрессора не работает. Мы не хотим, чтобы новый Гитлер из Ирана повторил то, что случилось в Европе, на Ближнем Востоке», — сказал Мухаммед.

Напомним, что столь жесткое сравнение лидера другой страны было привязано к обстрелу международного аэропорта Эр-Рияда шиитскими повстанцами хуситами, с которыми Саудовская Аравия ведет войну в Йемене. По версии саудитов, оружие хуситам поставляет Тегеран. Не менее резко на днях высказались по поводу Ирана и его деятельности на Ближнем Востоке и большинство членов Лиги арабских государств, находящейся под влиянием все той же Саудовской Аравии.

Тот факт, что две региональные державы — суннитская Саудовская Аравия и шиитский Иран, обладающие самыми большими запасами легкой нефти в мире, уже много лет ведут борьбу между собой за доминирование на Ближнем и Среднем Востоке, — давно ни для кого не секрет. Однако столь резких заявлений лидеры двух стран в адрес друг друга еще не делали.

В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил экспертов высказать свое мнение о том, возможен ли сегодня переход давно ведущейся между этими государствами «холодной войны» в горячую фазу и прямое военное столкновение между ними.

Эксперты сошлись на там, что подобный сценарий сегодня маловероятен, однако обострение противостояния между этими региональными державами действительно, как никогда, обострилось.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин говорит, что «сейчас на Ближнем Востоке по факту образовалась неформальная антииранская коалиция, возникновение которой еще несколько лет назад было невозможно представить. Я имею в виду Израиль и почти все арабские государства, за исключением Ирака, находящегося под сильным влиянием Ирана и отчасти Ливана».

Он напомнил, что несколько дней назад «министр обороны Израиля Авигдор Либерман предложил создать израильско-арабский союз против Ирана». Это заявление главы израильского военного ведомства было сделано практически одновременно с экстренным совещанием министров иностранных дел членов Лиги арабских государств (ЛАГ), состоявшемся на днях в Каире, в котором участвовали представители всех арабских государств, кроме Ирака и Ливана. В принятом ими заявлении проиранская шиитская организация «Хезболла», финансируемая Тегераном, признана «террористической». «Политика Ирана переходит всякие границы и толкает весь регион в пропасть», — провозгласил генсек ЛАГ Ахмед Абу аль-Гейт.

По словам Сажина, один из египетских экспертов в беседе с ним недавно отметил, что до этого он никогда не слышал подобных жестких антииранских заявлений от столь высокопоставленного арабского лидера. Все участники совещания в Каире, «включая и Египет, выступили в поддержку идеи, что главной угрозой для безопасности на Ближнем Востоке является Иран», — отметил Сажин. По его мнению, «это очень серьезная ситуация для Ирана и для России тоже, поскольку у нас с ним хорошие отношения. Может быть, не сегодня, но рано или поздно Москве придется выбирать — или Израиль и большинство арабских государств, или Иран. И я не совсем уверен, что РФ выберет Иран».

Тем не менее, Сажин считает, что до прямого военного столкновения Саудовской Аравии и Ирана, скорее всего, не дойдет. «Но война „по доверенности“ (от обеих держав), которая идет сейчас в Йемене, вполне может случиться и в Сирии», — допускает он.

Востоковед Елена Галкина считает, что заявление наследного принца саудовской династии в отношении Хаменеи «не является из ряда вон выходящим», поскольку он и раньше высказывался в адрес иранских лидеров «отнюдь не комплементарно». Эксперт называет Иран и Саудовскую Аравию «двумя флагманами» мусульманского мира, которые давно соревнуются за доминирование на Ближнем и Среднем Востоке. «Они соревновались друг с другом в радикализме и фундаментализме, и это все больше способствовало сползанию в мракобесие и созданию радикальных террористических группировок (в регионе)», — говорит специалист. В то же время та повестка для своей страны, которую сегодня анонсирует принц Мухаммед, может привести ее к созданию умеренного мусульманского общества и прогрессу государства. Характерно, отмечает Галкина, что лидеры обеих стран сейчас обвиняют друг друга в том, что они вгоняют Ближний Восток в средневековье.

В то же время эксперт полагает, что прямое военное столкновение двух региональных держав сегодня маловероятно. «Их противостояние длится уже почти 40 лет, и я бы не сказала, что сейчас в этом плане происходит что-то из ряда вон выходящее. Ни Ирану, ни Саудовской Аравии война друг с другом не нужна. Что касается „прокси-войны“ между ними, то она идет давно. Вооруженные конфликты в Йемене, Ираке, Сирии, Афганистане, „гнобление“ (саудитами) Катара являются полем этой войны», — говорит специалист.

«Усиление этой войны идет с 2015 года, но проблема в том, что Иран добился сейчас достаточно серьезных внешнеполитических успехов в Сирии, Ливане и Ираке, в то время как война Саудовской Аравии против шиитских повстанцев в Йемене не очень удачна. И это притом что 40% военных расходов не только всех стран Ближнего и Среднего Востока (включая Иран), но и Северной Африки приходятся на Саудовскую Аравию, в то время как на Иран приходится лишь 10% этих расходов. При этом иранская армия до сих пор гораздо более эффективна, чем саудовская», — отмечает Галкина.

Тем не менее, «ни то, ни другое государство, скорее всего, не будет первым ввязываться в прямую войну со своим геополитическим конкурентом. Однако если подобное случится, то, вероятнее всего, это произойдет по инициативе Эр-Рияда, поскольку режим там, мягко говоря, сейчас разбалансирован, идет концентрация власти. Однако если саудиты будут и дальше увязать в той „прокси-войне“, которую они сейчас ведут, и, не дай бог, решатся ударить непосредственно по Ирану, — это будет иметь для них очень печальные последствия», — сказала эксперт, еще раз подчеркнув, что считает подобный сценарий маловероятным.

Специалист по Ближнему Востоку Михаил Магид напоминает, что бывший глава МИД ФРГ Йошка Фишер недавно заявил, что надвигается прямое столкновение Королевства Саудовской Аравии (КСА) и Ирана. По мнению эксперта, вероятность такого события довольно велика. Напряжение на Ближнем Востоке растет.

Магид уверен, что это одна из причин того, почему в ближайшее время в Сирии и на Ближнем Востоке в целом не будет мира. По его мнению, сообщения о скором мире в регионе являются вымыслом российских СМИ.

Специалист напоминает, что «саудовский король болен, а реальная власть, похоже, перешла к его сыну Мухаммеду, который склонен к резким поступкам. Как мы помним, недавно он арестовал около 500 высших чиновников и принцев. Назрели радикальные перемены во внутренней политике страны. Целью Мухаммеда ибн Салмана является форсированная научно-индустриальная и военная модернизация КСА». Во-первых, считает он, «в условиях стабильных невысоких цен на нефть назрели реформы в экономике. Ее основой до сих пор является нефтяной экспорт и мощная социальная политика. Нужна модернизация, создание современной промышленности и услуг. Вероятно, руководству КСА потребуется и отказ от части имеющихся сегодня социальных мер (беспроцентный кредит). Придется отбросить прежнюю консервативную идеологию ваххабизма, страна должна стать светской и создать современную систему образования».

Противостояние Саудовской Аравии и Ирана имеет как внешние, так и внутренние причины, говорит Магид. Он также согласен, что «в последние годы на Ближнем Востоке произошло радикальное усиление Ирана. Возник гигантский шиитский полумесяц, под влиянием Ирана оказались Ирак, Сирия и Ливан. Режим Башара Асада в Сирии также тесно связан с Тегераном и сохранился, прежде всего, благодаря финансовой и военной поддержке этой страны. То же самое отчасти верно и в отношении Ирака. Что касается Ливана, то там давно доминирует „Хезболла“, которая усилиями персов превратилась в одну из лучших армий в регионе».

Все это очень тревожит как Израиль, так и саудовцев, отмечает эксперт. «Но есть и внутренний фактор: для проведения реформ и укрепления режима Мухаммеду ибн Салману нужен внешний враг. В этих условиях изобретать его нет нужды», — говорит он.

«Саудовская Аравия ввела войска в Йемен, где она ведет войну с хуситами и войсками бывшего президента Йемена Салеха. На первый взгляд, кажется, что это очень неудачная затея — 150 тыс. саудовских военных увязли в этой стране, как некогда СССР увяз в Афганистане, а США во Вьетнаме. Отчасти так и есть, но на самом деле саудовцы преследуют свои цели. Долгое время их армия считалась на Ближнем Востоке фейком: горы современного оружия и очень низкий уровень боевой подготовки. Поэтому война в Йемене для КСА — способ обкатать свою армию в боевых условиях, не говоря уже о тестировании нового оружия», — отмечает специалист.

И все же, продолжает он, «скорее всего, прямого столкновения между саудитами и Ираном в ближайшее время не будет, так как саудовцы увязли в Йемене и вряд ли смогут вести войну на два фронта. Кроме того, у Саудовской Аравии есть влиятельный союзник — самая сильная в военном отношении страна Ближнего Востока — Израиль. Сейчас израильтяне делают воинственные заявления в адрес Ирана и его союзников и сателлитов — Асада и „Хезболлы“. Вполне вероятна крупная израильская операция против „Хезболлы“ в Ливане, а может быть, и в Сирии, где „Хезболла“ также действует. В Израиле очень усилилось лобби, которое хочет поквитаться с шиитами за поражение в войне 2006 г. Так вот, вполне возможна совместная израильско-саудовская операция, например, с использованием саудовских ВВС. Или принц Мухаммед может профинансировать израильскую войну против шиитов. В общем, тучи над Ближним Востоком сгущаются».

Александр Желенин