Posted 28 ноября 2017,, 12:24

Published 28 ноября 2017,, 12:24

Modified 31 января, 17:39

Updated 31 января, 17:39

«Кто, если не Меркель?»

28 ноября 2017, 12:24
ФРГ больше не выглядит оплотом стабильности, а канцлер — ее гарантом. Но стране нужно эффективное правительство, поэтому придется искать компромиссы.

Впервые в истории послевоенной Германии сложилась уникальная ситуация, когда по итогам парламентских выборов не удалось создать дееспособное правительство. Несмотря на все попытки, христианские демократы во главе с канцлером Ангелой Меркель не смогли прийти к договоренности с «Зелеными» и свободными демократами. Очередная «большая коалиция» социал-демократов и ХДС/ХСС также находится под большим вопросом, так как изначально в СДПГ высказались резко против этого союза. И уж точно никто не готов идти на сотрудничество с крайне правой и популистской «Альтернативой для Германии». Одним словом, ФРГ вступила в непривычный для себя период политической турбулентности.

О том, каким может быть выход из сложившейся ситуации, «Росбалту» рассказали участники германо-российского форума «Петербургский диалог».

Елена Хоффманн, депутат Бундестага трех созывов (1994—2005 гг.), председатель правления Фонда «Западно-восточные встречи»:

«Сложности с формированием правительства время от времени возникают в разных странах — просто в Германии такое случилось впервые. Но это не значит, что ФРГ перестала быть стабильной страной.

На мой взгляд, социал-демократы поначалу слишком быстро и жестко заявили, что не будут участвовать в „большой коалиции“. С одной стороны, такую позицию понять можно: младший партнер в подобном союзе, как правило, теряется, и ему потом достаточно тяжело „встать на ноги“. По мнению лидера социал-демократов Мартина Шульца, избиратели сами отказались от коалиции ХДС/ХСС и СДПГ. Но социал-демократы все-таки заняли второе место на выборах, а „Зеленые“ и „Свободная демократическая партия Германии“ (СвДП) получили гораздо меньше голосов.

Поэтому самый разумный выход — правительство, сформированное совместно СДПГ и христианскими демократами. Не исключено, что в этом случае Шульцу придется уйти в отставку, так как он не раз заявлял, что в коалиции участвовать не намерен.

Без сомнения, проявить свою значимость в рамках такого правительства СДПГ будет сложно. Дело в том, что за последние годы христианские демократы „полевели“, а социал-демократы, в свою очередь, „сдвинулись направо“. А в середине, как известно, все смешивается. Поэтому разговоры о разногласиях этих двух партий — во многом лишь риторика. Государственное управление, на мой взгляд, в рамках „большой коалиции“ проходило довольно гармонично».

Д-р Йоханнес Гротцки, внештатный профессор Бамбергского университета:

«Я уверен, что повторные выборы станут большой ошибкой. Это будет означать, что мы можем устраивать голосование до тех пор, пока нам не понравится результат. Поэтому формировать правительство должны те партии, которые прошли в парламент по итогам голосования в сентябре. Единственное, никто не будет работать с „Альтернативой для Германии“, которая слишком много играет с популизмом и людскими страхами. Все остальные политические силы, на самом деле, вполне могут сотрудничать.

Лично мне очень жаль, что ХДС/ХСС, „Зеленым“ и либералам из СвДП не удалось договориться. Значит, остается только одна возможность — „большая коалиция“. Она, разумеется, не может быть вечной, но мне кажется, что Германия снова пойдет по этому пути. Хотя, как мы видим по опыту соседней Австрии, такие союзы на протяжении длительного времени чреваты тем, что в результате на правом и левом фланге начинают появляться новые политические движения. Успех „Альтернативы для Германии“ такую мысль только подтверждает.

В чем я точно уверен — для Ангелы Меркель это будет последний срок на посту канцлера. Она обещала, что если снова возглавит правительство, то останется на этой должности до следующих выборов. Но я не думаю, что такое решение будет правильным. В течение ближайших лет во главе ХДС/ХСС должен появиться новый лидер. По идее, Меркель должна будет передать ему или ей полномочия несколько раньше окончания своего мандата. С позиции канцлера гораздо проще начинать новую избирательную кампанию. В противном случае у главы партии не будет того влияния, которое понадобится христианским демократам для успеха в 2021 году. Я почти убежден, что Меркель останется канцлером ФРГ в течение трех лет, а потом на ее место придет новый человек».

Герман Краузе, руководитель московской студии радиостанции ARD:

«Я надеюсь, что Мартин Шульц обдумает свое решение о неучастии в коалиции. Если человек отдает свой голос социал-демократам, это значит, что он не хочет, чтобы партия была в оппозиции. Предыдущее правительство, на мой взгляд, было очень успешным. У СДПГ и ХДС/ХСС гораздо больше „точек пересечения“, чем у христианских демократов с „Зелеными“ и свободными демократами. Именно эти две партии гораздо скорее придут к договоренности по очень многим вопросам: пенсионной политике, реформы рабочего рынка, внешней политике и политике безопасности и т. д.

К тому же я категорически не согласен с мнением, что результаты сентябрьских выборов — это крах СДПГ. Для партии те 20%, которые она набрала, сегодня являются абсолютно нормальными. Надежды на то, что они могут получить где-то на 8-10% больше, — попросту иллюзии».

Олег Зиньковский, руководитель медиапроекта rbb Cosmo Radio po-russki:

«На мой взгляд, германский политический истеблишмент сегодня находится в шоке. Все вынуждены оперировать на совершенно незнакомом поле. Сложившаяся ситуация крайне неприятна, а возможные пути выхода или нереалистичны, или еще менее приятны, чем нынешнее положение.

Вроде, самым очевидным был бы путь к перевыборам, и 2/3 населения, согласно соцопросам, готовы проголосовать еще раз. Но большинство ведущих политиков не хотели бы идти таким путем. Есть опасения, что подобное решение еще больше увеличит нынешнюю нестабильность. Не говоря уже о том, что это очень сложная конституционная процедура — парламент не может просто взять и самораспуститься, то есть Германия будет вынуждена несколько месяцев жить без нового правительства. Кроме того, никто не ожидает, что повторное голосование кардинально изменит расклад сил в парламенте. Скорее всего, те, кто сейчас не может договориться, просто будут вынуждены искать решения в куда более сложном положении.

Поэтому остаются альтернативные варианты. Возобновление коалиционных переговоров в рамках т. н. „Ямайки“ (символические цвета ХДС/ХСС, свободных демократов и „Зеленых“ образуют флаг этой страны) исключили представители СвДП. Их лидер Криастиан Линднер заявил, что партия не может сотрудничать с „Зелеными“ по принципиальным вопросам. На самом деле, у каждой из этих трех политических сил были свои красные линии, и совместить позиции не удалось. Так что, на мой взгляд, этот вариант нереалистичен. И даже если договоренности все-таки удалось бы достичь, многие эксперты уверены, что такое правительство скорее парализовало бы развитие Германии, а не продвигало необходимые реформы. Три столь разных партнера слишком напоминают лебедя, рака и щуку из известной басни Крылова.

Остаются еще два варианта. Сейчас вновь вернулись к идее „большой коалиции“. На мой взгляд, это малореалистично. Социал-демократы, которые долгое время были младшими партнерами ХДС/ХСС, за последние годы растеряли свой профиль, кредит доверия и в итоге около 10% своего рейтинга. Они считают, что этот союз был объятьями, в которых Ангела Меркель их попросту задушила. Отсюда и нежелание участвовать в формировании правительства. Им необходимо восстановить силы и прежнее положение.

Наконец, третий путь — правительство меньшинства под руководством Ангелы Меркель. По нему не раз шли в других европейских странах, но в истории Германии такого никогда не было. Германия, как и Меркель, ассоциируется со стабильностью, основательностью и надежностью. А правительство меньшинства напоминает стол с тремя ножками, который зависает в воздухе и под него постоянно приходится что-то подставлять. Но, несмотря на все сложности, мне кажется, что именно такой вариант может оказаться наиболее жизнеспособным. Не исключено, что в итоге социал-демократы примут очень сложное и непривычное для Германии решение — поддерживать правительство меньшинства во главе с Меркель, не неся при этом полную политическую ответственность. Несмотря на то, нынешний канцлер у власти уже двенадцать лет и регулярно подвергается критике, ответа на вопрос „кто, если не Меркель?“ не находится. Да и сама она не собирается уходить в отставку. В любом случае, судя по всему, впереди у Германии нелегкие четыре политических года».

Беседовала Татьяна Хрулева