Posted 29 ноября 2017,, 16:32

Published 29 ноября 2017,, 16:32

Modified 30 марта, 21:24

Updated 30 марта, 21:24

Американцы против «украинского ястреба»?

29 ноября 2017, 16:32
На форуме в Киеве Арсен Аваков заявил о «смерти Минска» и «русских танках», но представитель США в ответ напомнил о необходимости дать Донбассу особый статус.

Форум «Украина: в стремлении к равновесию», прошедший в Киеве 28 ноября, был отмечен целым рядом резонансных заявлений. Министр МВД Украины Арсен Аваков раскрыл «секретные данные» разведки о количестве российских военных и боевой техники в Донбассе и попытался «похоронить» Минские договоренности. Американские же союзники Украины выступили с прямо противоположными месседжами, предупредив Киев, что взятые обязательства по «Минску-2» все равно выполнять придется.

Ежегодное, восьмое по счету мероприятие NEF-2017 организовано Институтом Горшенина и представительством Фонда Эберта, того самого, который известен россиянам исследованиями региональной национальной идентичности сибиряков в России и финансированием «переисследования» некоторых событий Второй мировой войны гимназией в Новом Уренгое. На Украине же Фонд Эберта активно внедряет «западные ценности». По замыслу устроителей форума, эксперты должны были обсуждать вопросы в рамках трех дискуссионных панелей: «Формула безопасности Украины»; «Стратегия промышленного роста как основа роста экономики» и «Субъективность Украины в новом ландшафте Европы».

Возможно, так оно и было, может, все это тоже обсуждалось, но в центре внимания прессы оказались совсем другие проблемы и высказывания, с другой, если можно так выразиться, панели — с политической. «Промышленной стратегией» и «западными ландшафтами» там даже не пахло. Зато невооруженным глазом просматривались: борьба за министерский пост в предвыборный год; сведение личных счетов с президентом страны; разжигание украино-российского конфликта с целью выгодной электоральной игры.

Итак, скандал номер один — заявления Авакова. Министр внутренних дел предложил «написать» альтернативу Минским соглашениям, заявив, что они уже «мертвы». Один из центров влияния в провластной партии «Народный фронт» (НФ) выразил сомнение в необходимости Украине выполнять достигнутые в феврале 2015-го договоренности. «Я считаю, что Минские соглашения мертвы и говорить об этом уже даже не стоит, — заявил (разумеется, на русском) Аваков. — Урегулирование конфликта должно проходить по новым принципам, которые заложены и обсуждаются всеми политиками сейчас».

«Первое — это полный вывод всех российских военных соединений с территории Украины и контроль на границе Украины совместно с миротворцами, который предложил президент Украины Петр Порошенко. Введение органов юстиции на территории Украины, оккупированной сейчас, — на Донбассе и в Крыму. Проведение выборов», — перечислил пункты своего плана глава МВД.

«Никаких народных милиций, никаких своих дополнительных судов, все исключительно на законодательном и юридическом поле Украины», — добавил министр, круша на корню идею об особом статусе Донбасса, который прописан в Минских соглашениях, которыми как раз предусмотрены и «народная милиция», и свои суды.

Второй момент: амнистии, по его мнению, подлежат только люди, не запятнавшие себя кровью украинских солдат. «Если люди сотрудничали с местными администрациями, вынужденно или по слабости, в той или иной мере, то вот тут должна быть наша воля примирения и мы должны определить, что мы эту страницу перевернули», — подчеркнул Аваков и сделал вывод — нужен закон «о коллаборантах».

Позже на своей странице в Фейсбуке министр добавил еще один пункт: «О принятии программы восстановления Донбасса», способной форсировано, в короткие сроки, преодолеть последствия войны и поднять качество жизни каждого гражданина Украины. «Ничего иного украинский народ не примет. И любой политик не может вам пообещать иного — ибо будет немедленно снесен волей украинского народа», — пригрозил Аваков.

На «закуску» министр, сославшись на секретные данные украинской разведки, раскрыл численность «российских войск и техники» на Донбассе. По его словам, там сосредоточено больше тяжелого вооружения противника, чем использует для своих нужд армия Великобритании. «Общая численность первого и второго российского армейского корпуса — 35,5 тысяч, танков — 478, бронемашин — 848, систем залпового огня — 208, минометов до 750, противотанковых средств 3478», — заявил Аваков. Правда, ранее главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявлял, что на территориях «оккупированного Россией» Донбасса находится силы, равные всему, что есть у европейских стран-членов НАТО. Тут непонятно: то ли свежие разведданые более точны, то ли у Матиоса «глаза велики». Впрочем, раньше и другими официальными лицами говорилось даже и о 700-800 российских танках в Донбассе.

Аваков не один говорил на форуме о российской военной угрозе. Заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Литвиненко считает, что Россия «может вернуться к широкомасштабной военной агрессии», если не сможет достичь успеха способом дестабилизирующей кампании. В качестве доказательства Литвиненко привел информацию о создании двух новых российских армий — 8-й и 20-й, 150-й, 3-й и 144-й дивизий, и еще одной дивизии, формируемой на Кавказе, быстром перевооружении воздушной армии Южного и Западного военных округов, куда поступают новые самолеты.

«Здесь также следует сказать о стремительном развертывании в оккупированном украинском Крыму, где россияне создали A2/AD зону — зону запрещенного доступа воздуха с моря с совершенно традиционной для российской военной машины целью — доминирование в Черноморском регионе», — сказал чиновник СНБО. По оценкам Литвиненко, западные санкции против России действуют, однако, несмотря на них, россияне все равно находят ресурсы на развертывание войск на границе с Украиной и повышение их боеготовности.

На том же форуме выступил и спецпредставитель Государственного департамента США по Украине Курт Волкер, который только за последнюю неделю «насыпал» столько информации, что его выражения возглавили заголовки новостных лент: «Волкер назвал последнюю встречу с Сурковым «шагом назад» в вопросе миротворческой миссии на Донбассе», «США никогда не признают аннексию Крыма Россией», «Трамп хочет, чтобы Украина вернула свою территорию» и. т. д.

На сей раз, обмолвившись, что он ведет переговоры с помощником президента России Сурковым по Донбассу, спецпредставитель Госдепа США неожиданно для украинских властей «напомнил» им, что в Минских соглашениях перечислены конкретные требования к Украине, с которыми ее представители согласились при подписании. «И это — такие вещи, как специальный статус, проведения местных выборов, ограниченная амнистия людей, которые совершили некоторые преступления в рамках конфликта, — отметил в видеообращении к участникам Волкер. — За реализацию этих позиций будет отвечать Украина, если будут созданы условия, чтобы она могла это выполнить. Поэтому также стоит вопрос готовности Киева к соблюдению обязательств, если мы достигнем момента, когда мы добьемся введения миротворческих сил».

На этом сюрпризы «от американцев» не закончились. Посол США в Киеве Мари Йованович также публично призвала украинское правительство восстановить выплату пенсий для жителей неподконтрольных Киеву районов Донбасса. «Это включает и временно перемещенных лиц, которые действительно перемещены, и людей, которые живут на неподконтрольной территории правительству. Это средства, которые люди заработали за десятки лет своего труда», — подчеркнула Йованович.

Обмен различными взглядами между Аваковым, в паре с Литвиненко, и американцами сразу же обратил на себя внимание экспертов. Плюс факт, что министр внутренних дел взялся публично комментировать (причем в субъективном ключе) важнейший документ внешней политики — «Минск», ведь это сфера, за которую отвечает президент и МИД. Ведь и глава государства, и внешнеполитическое ведомство постоянно заявляют о приверженности Украины достигнутым в Минске соглашениям. Эксперты сомневаются, что Аваков «вживается» в роль дипломата, и видят в его радикальных заявлениях внутриполитическую подоплеку.

По мнению многих, министр хочет стать главным выразителем существующих в стране воинственных настроений, «лицом» партии войны. На эту же роль претендует его соратник по НФ, секретарь Совбеза Александр Турчинов, но он, как пишет «Страна», сторонится публичности. «Аваков уже начал избирательную кампанию 2019 года, правда, пока непонятно какую из двух — президентскую или парламентскую. Или вообще обе. Новым сигналом, что дело движется именно к этому, будет либо ребрендинг «Народного фронта», либо появление новых политпроектов под патронатом министра, близких ему по идеологии», — прогнозирует политолог Руслан Бортник. С его точки зрения, Аваков, по сути — шантажирует Порошенко и заставляет договариваться, вероятнее всего, о «раскладах» на 2019-й год, год президентских выборов.

Политолог Кость Бондаренко также допускает, что Аваков сыграет «электорально». «Он может сделать ставку на противников Минских соглашений в политике и обществе, и, благодаря этой прослойке, повести неплохую предвыборную игру, — отмечает эксперт. — При этом министр прекрасно понимает, что призывами отказаться от «Минска» он бьет по внешней политике президента и тому придется оправдываться перед западными союзниками».

По его мнению, еще один диалог идет у Авакова с американцами. «Это было приглашение к торгу, сигнал персонально для Вашингтона, что «Народный фронт» или, во всяком случае, группа Авакова в парламенте может пойти на срыв выполнения «Минска». Поэтому американскому посольству лучше оказать влияние на НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины — прим. авт.), чтобы впредь не было атак на окружение министра», — полагает Бондаренко.

По мнению экс-спикера МИД Украины Олега Волошина, общая внешнеполитическая ситуация в определенной мере позволяет крупным украинским политикам вести свою игру. «Россия взяла паузу в переговорном процессе насчет Донбасса, о чем говорит тот же Волкер. Москва прощупывает почву, пытаясь сформировать собственное решение, как действовать дальше на Донбассе. Поэтому наши политики чувствуют себя вольготно, — пишет Волошин в Фейсбуке. — Но как только американцы увидят, что разговор с Кремлем принял содержательный характер и компромисс вполне реален, они сами заговорят с Киевом в другом тоне, заставляя выполнять политическую часть «Минска».

Примечательно, что министр внутренних дел разразился политическим спичем, который затрагивает основы официальной внешнеполитической доктрины Порошенко, как раз по возвращению последнего с брюссельского саммита «Восточное партнерство», где тот, выбиваясь из последних сил, выпрашивал у стратегических партнеров то деньги, то летальное оружие, то «план Маршалла». Аваков, которому по должности положено ловить карманников и обеспечивать правопорядок на улицах, полез во внешнюю политику, вотчину Петра Алексеевича. Министр, в октябре окончательно испортивший отношения с «украинским гарантом», рассказал, как именно надо разговаривать с ЕС: «По сути, мы держим бешеную собаку путинского режима на своей границе, не пропуская ее в Европу. Это то, с чего надо начинать разговоры о балансе сил и о безопасности Украины».

В сущности, Аваков заявил, что никакого «Минска», никаких компромиссов с «бешеной собакой» быть не должно — только быстрая атака, восстановление контроля над украинско-российской границей и тотальная зачистка территории от «прокремлевских сепаратистов». Некоторые эксперты считают, что Арсен Борисович (не слишком завуалированно) пригрозил конституционным переворотом и требует денонсировать Минские соглашения. Причем косвенно дает понять, что Петр Алексеевич Порошенко — «зраднык» (то есть предатель), поскольку «замазан» в «Минске».

После этого очень многие замерли в ожидании реакции президента: ответит сейчас, когда его позиции не очень сильны и он вынужден одновременно выпрашивать кредиты и отбиваться от протестантов, требующих его импичмента, или отложит на потом?

Валентин Корж, Днепр, Украина