Posted 5 декабря 2017,, 21:30

Published 5 декабря 2017,, 21:30

Modified 30 марта, 21:21

Updated 30 марта, 21:21

Минск и Вашингтон сыграли против Асада вместе?

5 декабря 2017, 21:30
Белоруссия заняла 18 место в списке экспортеров оружия по итогам «пятилетки». При этом не были учтены поставки на $100 млн для «сирийских повстанцев».

В конце 90-х и начале «нулевых» Белоруссия много и активно торговала оружием, поднявшись до 11-й строчки в мировом рейтинге торговцев продукцией ВПК. Страна просто распродавала по дешевке колоссальные запасы, оставшиеся ей в наследство от СССР — ведь многие десятилетия БССР была «тыловой базой» Западной группы советских войск, базировавшихся в Восточной Европе. Но к середине 2000-х арсеналы начали иссякать, и Белоруссия переключилась на продажу зарубежным заказчикам собственных высокотехнологичных разработок в сфере ВПК, а также на создание вооружений совместно с другими странами (в основном — с Украиной и Китаем).

В 2015 году произошел странный всплеск: неожиданно вырос экспорт оружия из Белоруссии в Болгарию — сразу на $100 млн. Но при этом полученная сумма никак не отразилась в государственной статистике, да и прежде Белоруссия с Болгарией оружием вообще не торговала. Однако то, о чем официальные структуры умолчали в Белоруссии, опубликовали в Болгарии. Из отчета МИДа этой страны об исполнении соглашений по торговле оружием следует, в Белоруссии было закуплено 140 автоматических гранатометов АГС-17 «Пламя» и 240 противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) 9П135М «Конкурс». После чего это оружие было реэкспортировано в США и Саудовскую Аравию.

Документ привлек внимание исследователей из Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), которые тщательно мониторят всю мировую торговлю оружием. Они передали эту информацию в Балканский центр журналистских расследований, где пришли к выводу, что в итоге полученное от Белоруссии оружие поступило к сирийским повстанцам — той их части, которая воюет и с Башаром Асадом, и с запрещенным в РФ «Исламским государством».

«Есть судебные дела, в которых подтверждается информация о белорусском оружии, которое покупал Пентагон и пересылал в Сирию», — сказал белорусскому оппозиционному телеканалу «Белсат» (вещает из Польши) Лоренс Марзук из Балканской сети расследовательской журналистики. Это подтверждает шеф-редактор болгарской газеты «Биволъ» Атанас Чабанов: «Болгария не покупает такое оружие для собственного употребления. Это оружие покупалось Пентагоном, который реэкспортирует его в другие места. Оружие переупаковывают в Болгарии, и оно дальше идет партнерам Пентагона, преимущественно в Сирии. Частично — в Афганистан. Собственные болгарские заводы не в состоянии удовлетворить заказы Пентагона, поэтому оружие покупается в других местах».

Что продали белорусы

АГС-17 «Пламя» и ПТРК «Конкурс» — достаточно старые образцы советского вооружения. Однако они все еще достаточно эффективны и отлично подходят для использования парамилитарными формированиями в партизанской войне. «Пламя» — 30-мм автоматический гранатомет станковый. Предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных вне укрытий, в открытых окопах (траншеях) и за естественными складками местности (в лощинах, оврагах, на обратных скатах высот). Принят на вооружение в СССР еще в 1971 году, но до сих пор используется в армиях десятков стран мира и считается очень удачным пехотным оружием.

ПТРК 9К111-1 «Конкурс» разрабатывался с 1970 года и был принят на вооружение в январе 1974-го. Самоходная пусковая установка монтируется на шасси БРДМ-2, также ПТРК «Конкурс» комплектовались БМП-1П, БМП-2, БМД-2, БМД-3. Впоследствии была разработана модификация 9K111-1М «Конкурс-М» (первоначальное наименование — «Удар») с улучшенными характеристиками (тандемная БЧ), принятая на вооружение в 1991 году. ПТРК «Конкурс» выпускался по лицензии в ГДР, Иране (т.н. «Towsan-1») и Индии («Конкурс-М»). Партизанские умельцы в разных странах научились приспосабливать этот ПТРК для пуска не с бронированных машин, а со стационарных позиций, что позволяет эффективно использовать его при организации засад.

Можно точно сказать, что для собственных нужд эти виды вооружений ни Вашингтон, ни Эр-Рияд закупать просто не могли — в их армиях применяются другие стандарты. Однако закупки советского оружия у Белоруссии через Болгарию по времени совпали с реализацией Вашингтоном программы поддержки и дополнительного вооружения сирийской оппозиции. «Принципиально важное значение имеет содержание контракта (если он существует) на поставку ракет из Беларуси болгарскому посреднику. А именно наличие в нем оговорки о праве последующей передачи оружия и указание конечного получателя, — пояснил „Росбалту“ руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. — Но в отсутствие комментариев Госвоенпрома Беларуси сказать что-либо определенное на сей счет не представляется возможным. Вполне вероятно, что в качестве конечного покупателя в контракте значилось правительство США. А Сирия даже не упоминалась».

Оружие для воюющей Сирии

В 2015 году Пентагон начал реализовывать масштабную программу по вооружению «умеренной» сирийской оппозиции. Позднее подробности этой программы были раскрыты благодаря работе международного Центра расследования коррупции и организованной преступности (OCCRP). «Мы получили отчеты ООН и другие документы, которые показывают конечный пункт назначения этого оружия. Но они показывают на страны-посредники, хотя было очевидно, что Саудовская Аравия или Турция не заинтересованы в этом оружии, себе они приобретают западное оружие. Анализ маршрутов грузовых самолетов и кораблей позволил выявить, что это были маршруты программы ЦРУ», — рассказал «Белсату» директор OCCRP Дрю Салливан.

Более того, упомянутое расследование выявило, что речь в данном случае идет не про формирование «Демократических вооруженных сил Сирии», а про вооружение уже существовавших группировок, воевавших против сил «Исламского государства». Как утверждает редактор OCCRP Илья Лазовский, расследование раскрыло схему поставок старого советского оружия на $2,2 млрд, которую наладили Пентагон и ЦРУ — из стран Восточной Европы в Сирию, отрядам, выступающим против «Исламского государства». Но при этом большинство танков, задействованных в Сирии — это танки правительственных сил (у исламистов бронетехники совсем мало). Так что закупленные у Белоруссии 240 ПТРК «Конкурс» неизбежно должны были применяться против войск Башара Асада.

«Официально Минск не поставляет оружие в Сирию, он продал гранатометы и ПТРК в Болгарию и не обязан интересоваться, куда это оружие пойдет дальше. К тому же Болгария — в отличие от самой Белоруссии — подписала основные международные договоры по контролю за поставками вооружений, — сказал „Росбалту“ белорусский политолог Антон Платов. — Но при этом в Минске не могли не понимать, куда реально отправятся эти вооружения. Более того, я думаю — знали изначально. И сознательно постарались оказать услугу американцам, ради будущего улучшения отношений. Кстати, вот совпадение: Россия начала свою авиационную операцию в Сирии осенью 2015 года — после того, как появились данные о поставках оружия и Белоруссии в Болгарию».

В интернете легко отыскать десятки видеороликов и фотографий, показывающих, как отряды умеренной сирийской оппозиции, «Аль-Каиды», также запрещенной в России, и даже ИГ атакуют правительственные войска с помощью ПТРК «Фагот» и «Конкурс». Есть и альтернативное подтверждение поставок оружия из Белоруссии в Сирию транзитом через несколько стран. Осенью 2015 года американское издание Buzzfeed написало, что компания Purple Shovel LLC из штата Делавэр выиграла тендер главного управления войск специального назначения Минобороны США (SOCOM) на поставку вооружений подготовленным американцами боевикам в Сирии на $50 млн. Гранаты и ручные противотанковые гранатометы (РПГ) закупили в Болгарии. Однако в списке присутствовали и 700 управляемых ракет для ПТУР «Конкурс». Их не было у болгар, зато они имелись в Белоруссии, писал Buzzfeed. По данным издания, для американцев белорусские ракеты покупала болгарская компания торговца оружием Александра Димитрова Alguns ltd. В SOCOM изданию подтвердили поставки из Минска, хотя и не стали углубляться в подробности.

В свою очередь, российское издание EADaily обнародовало выдержки из ежегодных отчетов МИД Румынии об экспорте и транзите товаров военного назначения в 2015 и 2016 годах. По данным этого ведомства, в 2015 году Белоруссия экспортировала через Румынию в Болгарию вооружений на 27,4 млн евро. Для этого колонны грузовиков 13 раз пересекали страну. В отчетах указано, что в Болгарию из Белоруссии доставили гладкоствольное оружие калибром более 20 мм, оружие калибром более 12,7 мм, боеприпасы и ракеты, снаряды и бомбы.

В 2016 году из Белоруссии в Болгарию поставили вооружений уже на 84,2 млн евро. В официальном отчете МИД Румынии говорится, что 24 партиями грузовиков через Румынию провезли портативные ракетные установки, снаряды калибром 122 мм, гранаты для РПГ, ракеты, бронемашину и авиационные снаряды.

Американцы в Минске

Военные США не только покупали в Белоруссии вооружения, но и сами учились пользоваться «Конкурсом», чтобы потом обучать сирийских инсургентов. То, что американские инструкторы приезжали в Минск, выяснилось после того, как летом 2015-го в Болгарии на полигоне Анево погиб американец Фрэнсис Норвилло. Он проверял старые гранаты РПГ и одна взорвалась прямо в пусковой установке.

Норвилло работал на американскую Purple Shovel LLC, которая контракту с уже упоминавшимся SOCOM тестировала боеприпасы, закупленные для сирийских боевиков болгарской Alguns ltd. Жена погибшего и еще один раненый взрывом контрактник Майк Доэрти подали иск в суд Флориды на Purple Shovel LLC и субподрядные компании. Так и выяснилось, что бывшие военные готовились обучать использованию старого советского оружия сирийских боевиков в Иордании. И в ходе командировки в Болгарию выезжали на тренировку в Белоруссию. Туда их отправил субподрядчик Purple Shovel LLC, Regulus Global, который отвечал за закупку вооружений.

Издание EADaily цитирует по американским источникам рассказ контрактника Майка Доэрти по белорусской командировке 2015 года: «На следующий день после прилета автомобиль отвез их (контрактников) на невзрачный склад на окраинах Минска. Там белорус, говоривший по-английски, рассказал им о ПТРК „Конкурс“ и показал симулятор ракеты, показывающий, как заряжать и стрелять. На вторую ночь пребывания в Минске белорусский бизнесмен, казавшийся чиновником, пригласил на ужин. Там уже сидевшим за большим столом гостям заведения сказали занять другие столики, чтобы американцы и принимающая сторона могли выпить водки и сказать тосты за их страны. Доэрти подумал, что его пытаются „накачать“, чтобы узнать детали контракта, и прекратил пить».

После этой публикации в главном управлении войск специального назначения Минобороны США заявили, что не знали и не узнали бы о визите контрактников в санкционную страну. А пресс-секретарь SOCOM Кеннет МакГро позже добавил, что субподрядной организации, возможно, кто-то и сказал посетить Белоруссию. Также в материалах суда доступны два электронных письма главы Regulus Global Уилла Самериндика контрактнику Майку Доэрти и главе другой субподрядной компании, SkyBridge Tactical, Стефану Рамбли. 25 мая 2015-го Уилл Самериндин написал: «Тренировки в Белоруссии запланированы на четверг и пятницу. У вас будет по 8 часов в день на симуляторе „Конкурс“. Будете ли вы там четверг и пятницу или только в пятницу, мои затраты будут одинаковыми. Мне придется заплатить дополнительные деньги за содействие и использование симулятора. Обучение на VMZ (болгарский „Вазовский машиностроительный завод“) начнется не раньше понедельника. Я не уверен, что вам нужны все пять дней. У вас будут тренировки на РПГ-7, РПГ-9 и, если хотите, на автоматическом гранатомете АГС-17. Он не входит в список закупаемых вооружений, но мне сказали, что им интересуются».

Уже 31 мая глава Regulus Global написал: «ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВАЖНО. Мне пришлось делать движения ниндзя, чтобы скоординировать тренировки. ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы все три парня не упоминали кому-либо, что они были в Белоруссии и тренировались на „Конкурсе“. Я сказал, что причина изменения нашего графика произошла для достижения целей нашей миссии. Особенно не говорите об этом Александру, который будет все координировать в Болгарии. Он будет расстроен, если узнает, что смещение тренировок на понедельник связано с тренировками в Белоруссии. Никто не знал, что наши ребята будут в Белоруссии».

Сложно сказать, продолжаются ли и сегодня поставки оружия из Белоруссии в Сирию или другие «конфликтные» страны Ближнего Востока. И продолжают ли за это платить американцы. Однако вся описанная история в очередной раз подтверждает: у официального Минска есть две политики во взаимоотношениях с Западом. Первая — демонстративная отстраненность в пользу союза с Россией и интеграции на постсоветском пространстве. Вторая — негласное, но активное сотрудничество в тех ситуациях, когда появляется возможность на этом заработать.

Денис Лавникевич, Минск