Posted 14 декабря 2017,, 15:23

Published 14 декабря 2017,, 15:23

Modified 30 марта, 21:15

Updated 30 марта, 21:15

Мнимый триумф евроскептиков

14 декабря 2017, 15:23
Новые премьеры Чехии и Польши едут на саммит в Брюссель на белом коне — программу приема беженцев будут менять в их пользу.

Двухдневный саммит Евросоюза обсуждает второй этап переговоров по выходу Великобритании из ЕС, экономические и миграционные проблемы и, как заранее было анонсировано, продлит санкции против России. Предрождественская встреча в Брюсселе станет дебютной для новых премьер-министров Польши и Чехии. Они же, судя по слухам, которые просачивались накануне саммита, имеют все шансы стать триумфаторами нынешнего мероприятия.

Главной темой встречи, безусловно, станет Brexit, то есть процесс выхода Великобритании из Евросоюза. В начале декабря британскому премьеру Терезе Мэй удалось договориться с руководством Еврокомиссии о рамках предстоящих переговоров. Фактически, островным политикам пришлось пойти на уступки континентальным. По оценкам Лондона, сумма «счета за Brexit» в итоге может составить около 35-39 млрд британских фунтов (47-52 млрд долларов). Это лишь немногим меньше, чем изначально требовала Еврокомиссия.

Связано это, в частности, с тем, что Великобритания обязалась продолжать участие в исполнении семилетнего бюджета ЕС, рассчитанного до 2020 года, так, будто она никуда не выходила. Кроме того, Мэй и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер договорились постараться не допустить появления реальной границы между являющейся частью Великобритании Северной Ирландией и входящей в ЕС Республикой Ирландия, а также не создавать новых административных барьеров для граждан Евросоюза, живущих в Великобритании (и, наоборот, для британских подданных на континенте).

Сомнений в том, что саммит ЕС одобрит эти договоренности, изначально не было. Но в реальности это значит не так уж и много. Ведь накануне встречи европейских лидеров британский парламент идеи Терезы Мэй поддержал с оговорками, оставив за собой право в любой момент приостановить их действие.

Не было интриги и по вопросу о европейских санкциях в отношении России. Вечером немецкий канцлер Ангела Меркель и французский президент Эммануэль Макрон за ужином расскажут коллегам о том, почему отменять или изменять нынешнюю санкционную политику нет никакого смысла, а затем получат их солидарную поддержку.

Иное дело — миграционный вопрос. Всего за несколько дней до встречи в Брюсселе появилась информация о том, что Еврокомиссия обращается в суд в связи с отказом Чехии, Словакии и Польши соблюдать общеевропейские правила по приему беженцев, против принятия которых страны Центральной и Восточной Европы выступали с самого начала миграционного кризиса. Теперь, теоретически, каждой стране грозит однократный штраф за отказ соблюдать общие правила. Об этом говорит, например, Жан-Клод Юнкер.

Но в то же время появляются слухи, что другой руководитель «евробюрократии» — председатель Европейского совета, бывший польский премьер Дональд Туск, предлагает отказаться от квотирования. На саммит он приехал с новой программой, главная идея которой — разрешить восточно- и центральноевропейским странам вообще не принимать никаких беженцев, если они этого не хотят.

Приглашая в Брюссель на этой неделе глав государств и правительств, Туск признал, что вопрос об обязательных квотах на прием мигрантов вызывает раскол и предложил отменить их распределение по этой системе как неэффективное. Он действительно может продавить это решение, поскольку сейчас уровень миграционных угроз для ЕС временно снизился из-за уменьшения потока беженцев.

В связи с этим в Брюсселе неофициально говорят, что Туск, похоже, решил возвратиться в национальную польскую политику и побороться за власть со своим давним оппонентом, нынешним лидером правящей партии «Право и справедливость» Ярославом Качиньским. Поэтому бывший польский премьер встает на позиции, которые поддерживает большинство поляков. Ну, а Качиньский, зная я об этом и защищаясь, сменил главу польского правительства — вместо Беаты Шидло им стал экономист Матеуш Моравецкий. При этом на своих местах остались все остальные члены кабинета, включая даже самых непопулярных.

Теперь из-за политического маневра Туска триумфатором брюссельского саммита будут выглядеть все тот же Моравецкий, которого польский сейм экстренно под встречу лидеров ЕС утвердил в качестве премьера, и его коллега из Праги Андрей Бабиш. Последний накануне официально презентовал чешскому президенту Милошу Земану состав своего кабинета министров и получил от коллег по правительству «наказ» — ни в коем случае не соглашаться в Брюсселе ни на какие квоты. Чешские политики, как и польские, старательно делали вид, что не знают о предстоящей отмене «политики квот» и теперь смогут подать это решение своим избирателям как персональную победу на более чем двумя десятками европейских лидеров.

Кстати, дополнительные очки постараются получить также лидеры Румынии и Болгарии. Ведь накануне Европарламент проголосовал за их скорейшее присоединение к Шенгенской зоне, то есть европейскому безвизовому пространству. По большому счету, для граждан этих стран это скорее формальность — но весьма приятная. И хотя вовсе не евродепутаты будут принимать итоговое решение, а болгары с румынами от полноценного Шенгена практически так же далеки, как и раньше, тем не менее, это повод для властей этих двух стран поднять тему на саммите лидеров ЕС, а затем представить себя в роли победителей.

Реальность, конечно, серьезно отличается от того, как ее будут рисовать по итогам очередного брюссельского саммита его дебютанты из Центральной и Восточной Европы. Главная проблема, которую в общеевропейском масштабе продолжают обсуждать лидеры «старой» Европы, — это трансформация ЕС. И хотя Бабиш с Моравецким едут выступать категорически против «Европы двух скоростей», в которой Польше и Чехии уготовано место позади лидеров, многие европейские политики склоняются к тому, чтобы отгородиться новым финансовым союзом от постсоветских скандалистов. Так что выглядеть победителями лидерам из Центральной и Восточной Европы позволит лишь тот факт, что для них чрезвычайно выигрышной оказывается повестка данного конкретного саммита.

Иван Преображенский