Posted 18 декабря 2017,, 11:56

Published 18 декабря 2017,, 11:56

Modified 30 марта, 21:14

Updated 30 марта, 21:14

«Простит» ли Трамп «не очень горячих» кавказских парней?

18 декабря 2017, 11:56
Решение президента США по Иерусалиму поставило в сложное положение Тбилиси, Баку и Ереван: идти против боязно, а подчиниться — опасно.

Не было печалей у государств Южного Кавказа, так их «накачал» Дональд Трамп своим решением признать Иерусалим столицей Израиля. Грузия, Армения и Азербайджан, имеющие связи с Израилем и США и от них зависимые, оказались загнанными в угол. Ведь Южный Кавказ граничит с Ближним Востоком, где решение Трампа вызвало крайнее возмущение.

Кроме того, Азербайджан является частью мусульманского мира и ближайшим партнером Турции, которая мгновенно «восстала». Реджеп Тайип Эрдоган, в частности, назвал действия своего американского коллеги «ударом по человеческой совести». Азербайджанский лидер на чрезвычайном саммите Организации исламского сотрудничества, в отличие от руководства Армении и Грузии, прямо заявил, что они противоречат международному праву. «Это решение может негативно отразиться на ходе справедливого и всестороннего урегулирования палестино-израильского конфликта и привести к опасным последствиям на Ближнем Востоке. Считаем, что США должны пересмотреть свое решение», — сказал Алиев. Он также подчеркнул, что его страна стояла и стоит рядом с палестинским народом и «вносит большой вклад в дело исламской солидарности».

Словом, Азербайджан в этом вопросе остался по другую от США и Израиля сторону баррикад, и вряд ли они ему простят эту «дерзость». Значит, Баку как-то придется выкручиваться. Израильский публицист и политолог Авигдор Эскин в беседе со Sputnik (Армения) заявил, что Азербайджан не есть пример совершенного общества или морального авторитета для Израиля, давшего миру, вместе со своей диаспорой, 20 процентов лауреатов Нобелевской премии. Отныне, подчеркнул он, Израиль будет знать, что Турция и Азербайджан «не являются нашими союзниками», и «всегда в минуту испытания … могут попытаться вонзить нам нож в спину».

Между тем до сих пор Израиль был одним из крупнейших внешнеторговых партнеров Азербайджана и, что немаловажно, поставщиком для него серьезного вооружения. Вполне возможно, что еврейское государство прикроет глаза и на мнение Азербайджана, и на потепление его отношений с Ираном, исходя из формулы «бизнес есть бизнес». Ведь если Израиль уйдет с азербайджанского рынка вооружений, вакантное место будет занято мгновенно.

А вот с Америкой сложнее: вряд ли Трамп откажется от идеи навязать Азербайджану «демократию» и желания контролировать все и вся в стране, богатой углеводородными ресурсами. И если Алиеву удавалось лавировать и не дать Западу, говоря прямо, свергнуть его, то после истории с Иерусалимом делать это будет гораздо сложнее. В азербайджанском обществе есть мнение, что Трамп может, например, отыграться на карабахском вопросе, лоббируя интересы армян, хотя правдоподобность такого развития событий сомнительна. Кстати, СМИ страны сейчас демонстрируют свое сдержанное отношение к проблеме. Правда, в поселке Нардаран около Баку уже жгли флаги Израиля и США — до вмешательства спецназа. Во время «наведения порядка» были жертвы. Стуация в поселке и сейчас находится под жестким контролем силовиков, что понятно: Алиев никогда не приветствовал религиозной активности в стране, легко переходящей в религиозный радикализм.

Тем не менее, гарантий того, что ситуация с решением Трампа не станет детонатором новых угроз для Южного Кавказа, нет. Все будет зависеть от «злопамятности» США и Израиля и степени чувствительности региона к активности в нем радикальных исламских движений. Проще всего в этом плане Армении — информации о том, что кто-то отсюда завербовался в боевики, нет.

Что же до последней, ее власти в вопросе Иерусалима набрали в рот воды, и предусмотрительно не ввязались в «чужую драку». Правильно ли сработал инстинкт самосохранения у армян, сказать сложно, имея в виду фактор дружбы с Ираном, но, вероятно, пиетет перед США, некоторые выгоды в отношениях с Израилем, расчет на то, что «Америка нам поможет с Карабахом», перевесили «братскую солидарность» с ИРИ. «Честь» позлить Трампа досталась армянскому духовенству, которое, надо думать, выразило и позицию своей паствы.

Отметим, что, роль церкви в Армении высока, и еще выше она в диаспоре, особенно в государствах Ближнего Востока. Армянские кварталы во время беспорядков в Иерусалиме, вызванных решением Трампа, не пострадали, но Иерусалимский патриарх Армянской апостольской церкви Нурхан Манукян вместе с тринадцатью патриархами и главами иерусалимских церквей направил президенту США письмо с призывом не признавать Иерусалим столицей Израиля, поскольку такой шаг приведет к «усилению ненависти, конфликта, насилия и страданий, … отдалит нас от долгожданного единства и приблизит к разрушительному расколу».

Протест выразили и депутаты-армяне парламента Ирана, и предстоятельТегеранской епархии Армянской церкви архиепископ Сепух Саркисян. По его словам, священный Иерусалим является колыбелью монотеистических религий, и останется незаменимой частью Палестины.Словом, духовные лица оказались гораздо отважнее светской власти Армении, загнанной в угол «всемогущими США». Критиковать их официальному Еревану страшновато, а полностью подчиниться — опасно: ведь рядом, у границ Армении, — мусульманский мир. Так что выгоды прямо пропорциональны потенциальному ущербу.

Почти та же картина и в Грузии — с той только разницей, что ее духовенство пока молчит. Власти же, в лице МИД страны, ограничились общими фразами — «ни нашим, ни вашим»: следим за «дальнейшим развитием событий и продолжаем консультации с партнерами». Кто выступает в качестве последних, остается лишь гадать. Ведь главным из них считаются США, однако игнорировать позиции ближайшего соседа и влиятельного на Южном Кавказе игрока — Турции, а с ней Азербайджана и Европейского союза, от которых страна тоже сильно зависит, — не с руки.

Кроме того, Израиль внес существенный вклад в модернизацию грузинской армии, и там проживает большая община грузинских евреев, весьма активно контактирующих с исторической родиной. И, возможно, Грузия никак бы не «засветилась» в истории с Иерусалимом, если бы депутат местного парламента, еврей по национальности Шота Шалелашвили не обратился к премьер-министру с открытым письмом, содержащим призыв поддержать решение Трампа.

Как сказано в обращении, «Сегодня у Грузии есть исторический шанс стать первой после США страной, которая поддержит это важное политическое событие, что подтвердит нашу твердую преданность как в отношении решения нашего стратегического партнера, так и в отношении дружественного нам государства, которая немедленно принесет дивиденды нашей стране».

Но не лыком шитый грузинский премьер ответствовал, что при всем его уважении ко всем депутатам, считает «неприемлемой» форму обращения по столь «сенситивной теме». То есть Грузия не противопоставила себя ни своим соседям — Турции и Азербайджану, ни Ирану, ни мусульманскому миру в целом, ни позиции Евросоюза. И при этом постаралась не обидеть США и Израиль, если не считать за обиду отсутствие рвения восторженно принять и распиарить желание Трампа и Израиля.

Правда, «нейтральность» Грузии может весьма серьезно ей аукнуться с другой стороны. Недавно в Тбилиси прошла спецоперация, в ходе которой был задержан один и ликвидированы трое боевиков запрещенного в РФ «Исламского государства». Так что, откуда реальнее ждать «санкций» в отношении Грузии — со стороны исламских радикальных групп, США или Израиля — большой вопрос, угодить всем не получается.