Posted 15 января 2018,, 17:03

Published 15 января 2018,, 17:03

Modified 30 марта, 21:01

Updated 30 марта, 21:01

У Литвы был «день победы воли и разума»

15 января 2018, 17:03
Юристы и журналисты до сих пор пытаются понять, кто стоит за кровавой попыткой сохранить СССР 27 лет назад. Официальному Вильнюсу все давно ясно.

Самым громким стало высказывание литовского политика Альгирдаса Палецкиса, который произнес в прямом эфире на радио знаменитую фразу: «Как теперь выясняется, свои стреляли в своих». При этом слова Палецкиса о неизвестных стрелках с крыш подтвердили 12 свидетелей — жители окрестных домов. Несмотря на это, литовский суд (хотя и не с первой попытки) оштрафовал Палецкиса за «клевету».

В ноябре 2011-го достоянием гласности стали показания активиста «Саюдиса», а затем основателя Демократической партии Болеславаса Билотаса. Он утверждал, что накануне январских событий местные политики обсуждали, что надо сделать, чтобы сплотить народ Литвы и обеспечить вывод Советской Армии. В итоге, якобы, сошлись во мнении, что для этого нужно «кровавое жертвоприношение». По его словам, члены совета «Саюдиса» поклялись «вечно молчать» о том, что стреляли свои.

Суды над «советскими» участниками январских событий проходили в Литве многократно. Например, в 1999 году по обвинениям в создании антигосударственных организаций и совершении прочих преступлений были осуждены шесть человек. Но самое громкое дело случилось раньше, когда в 1994 году литовское правосудие заполучило сбежавших в Белоруссию активных участников январских событий — бывших руководителей Коммунистической партии Литвы Миколаса Бурокявичюса и Юозаса Ермалавичюса. На родине их проиговорили к 12 и 8 годам лишения свободы соответственно. Тяжело больной Бурокявичус мог быть амнистирован, однако от помилования отказался, отсидев от звонка до звонка.

Впрочем, такие параллели проводит и другая сторона, напоминая о таинственных снайперах, намекая, что и в том, и другом случае, вполне возможно, «свои стреляли в своих». Кое-кто даже увидел в сходстве событий «доказательство» того, что в Киеве была устроена провокация по «вильнюсскому рецепту», с той лишь разницей, что стрелять было можно не из охотничьих ружей, — но это уже другой вопрос.

Ну, а пока суд да дело, положенные памятные мероприятия на минувших выходных прошли. Состоялось торжественное заседание сейма, возложение венков, а в Вильнюсе около 7600 человек участвовали в традиционном забеге «Дорогой жизни и смерти», посвященном трагической дате. Хотя все больше наблюдателей сходятся во мнении, что если события января 1991-го стали «цементом» национального сознания и становления литовского государства, то сегодня налицо разобщенность общества и отсутствие массового энтузиазма, который был свойственен людям в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Например, историк Альгирдас Якубченис в своих многочисленных интервью заявляет, что в Литве вряд ли возможно повторение массовых акций 1989—1991 годов. Как вряд ли возможен и новый «Балтийский путь» 1989 года, когда около миллиона жителей Литвы, Латвии и Эстонии, взявшись за руки, выстроились в «живую цепь» от Вильнюса до Таллина в память 50-летия подписания пакта Молотова-Риббентропа.

Однако и «назад в СССР» 99% граждан сегодняшней Литвы наверняка не захотят. Касается это не только литовцев. Жизнь в республике сегодня не самая простая, несмотря на членство в ЕС, однако богатый опыт общения автора этих строк с «литовскими белорусами» показывает: почти все они хвалят жизнь в Белоруссии и власть Лукашенко, но никто из них не хочет переехать на историческую родину — зато поток мигрантов в обратном направлении лишь увеличивается. Что уж говорить о представителях «титульной» нации. Литва порвала с СССР раз и навсегда — 13 января 1991 года.

Денис Лавникевич