Posted 20 января 2018,, 09:00

Published 20 января 2018,, 09:00

Modified 30 марта, 20:58

Updated 30 марта, 20:58

Наши немаленькие олимпийские трагедии

20 января 2018, 09:00
Еще не начавшиеся Игры в Пхенчхане станут самыми драматичными для российских спортсменов. Хотя и их «предшественникам» много чего пришлось пережить.

Зимняя Олимпиада в Пхенчхане совершенно точно станет самой драматичной для российских спортсменов за всю историю выступлений команды РФ, да и СССР. Хотя маленьких и больших трагедий, начиная с 1956 года, когда советская команда дебютировала на своих первых зимних Играх в Кортина-дʼАмпеццо, хватало. Как, впрочем, и «драматических побед».

Лыжа Беляева

На Зимних Играх 1976 года в Инсбруке с командой СССР приключился отчасти трагический, отчасти комичный, а может и счастливый случай. Во время мужской лыжной эстафеты 4×10 км у Евгения Беляева, шедшего после восьмого километра первого этапа с отрывом в 33 секунды от ближайшего преследователя — Хесслера из ГДР, обломилась часть ботинка, из-за чего атлет лишился и лыжи. Следующие 700 метров Евгению пришлось бежать «в том, что было». Позже, спортсмену таки дали недостающий ботинок, который, правда, оказался ему сильно мал, но выбора не было. Беляев добежал этап в таком весьма своеобразном обмундировании и передал эстафету с отставанием от лидера в минуту и 11 секунд, будучи одиннадцатым. Как бы то ни было, в итоге сборная СССР пришла к финишу третьей.

Почему же этот случай еще, возможно, и «счастливый»? Да потому что спортсмена из ГДР — Акселя Лессера (кстати, деда известного биатлониста Эрика Лессера), бежавшего второй этап, сбил горнолыжник, появившийся буквально из ниоткуда и нанесший ему настолько серьезные травмы, что тот был вынужден завершить карьеру. Кто знает, не сломайся тогда ботинок у Беляева, эта участь постигла бы его. Поговаривали, что «террорист» целился именно в советского спортсмена, не сомневаясь, что именно он бежит первым.

Падение Гафарова

На Олимпиаде 2014 года в Сочи российские лыжники запомнились, прежде всего, триумфом в последней гонке, заняв весь пьедестал (драма с лишением медалей двух из них произошла на наших глазах совсем недавно). На фоне этого совершенно забылась история, приключившаяся с Антоном Гафаровым. Не справившись «с управлением» на вираже, спортсмен упал в сугроб, сломав лыжу и палку. На помощь пришел канадский тренер Джастин Уодсворт, который дал россиянину лыжу, помог подняться и продолжить гонку. Финишировал Гафаров последним, но домашние трибуны встречали его на заключительном участке дистанции громкими аплодисментами. Так что, несмотря на крушение всех надежд, «минуту славы» наш спортсмен все же получил. Но вряд ли она его сильно утешила.

«Дахусим» от Веденина

Саппоро, 1972 год, мужская эстафета. Вячеславу Веденину, триумфатору этих Игр на дистанции 30 километров, предстоит бежать заключительный этап. Отставание от лидера — больше минуты. Отыграть его, казалось, невозможно. Помимо всего прочего, буквально за пару минут до старта Веденина повалил мокрый снег, и Вячеславу пришлось в экстренном порядке обрабатывать лыжи другой смазкой. В этот момент к нему подошел японский журналист и спросил, действительно ли Веденин рассчитывает на то, что это поможет ему отыграть столь огромное отставание, на что лыжник буркнул что-то невнятное, «непереводимое» на японский.

Советский спортсмен совершил, казалось, невозможное, обойдя норвежца за километр до финиша и принеся команде золотую медаль. На следующий день в японских газетах якобы появился загадочный заголовок: «Сказав волшебное слово „Дахусим“, русский лыжник выиграл Олимпиаду».

Победу сборной СССР тогда все называли чудом, но секрет успеха, возможно, не только в прекрасной форме Вячеслава Веденина и «волшебном слове», но и в том, что он вышел на дистанцию в лыжах, обработанных нужной смазкой, в то время, как его визави уже находился на дистанции, не успев отреагировать на снегопад.

«Чудо на льду»

1980 год, Лейк-Плэсид. На льду встречаются хоккейные сборные СССР и США. Все эксперты заранее предрекали хозяевам разгромное поражение, ведь последняя игра между этими командами закончилась победой советских хоккеистов со счетом 10:3.

Первый период закончился со счетом 2:2, хотя советские тренеры так не считали. В течение всего перерыва они пытались оспорить решение судей и доказать, что шайба, заброшенная в наши ворота на последней секунде, оказалась в сетке уже после сирены. Старания тренерского штаба успехом не увенчались. На второй период в «калитку» встал второй вратарь — Владимир Мышкин. Позже главный тренер объяснил это решение тем, что Третьяк допустил ошибку, которая, собственно, и привела к пропущенному голу.

Вторая «двадцатиминутка» прошла для команды СССР удачно, ведь за весь период сборная США смогла нанести лишь два броска по воротам Мышкина, в то время как гости — двенадцать, один из которых достиг цели. 3:2, команды вновь уходят на перерыв, не подозревая, что от настоящего чуда их отделяют какие-то полчаса.

Американцы сравнивают счет, а затем забивают победную, четвертую шайбу. У нашей сборной не получилось даже совершить финальный штурм. В конце игры комментатор телеканала BBC Эл Майлз сказал фразу, ставшую знаменитой: «5 секунд осталось! О, вы верите в чудеса? Да!!!»

Вслед за «американским», «советского» или «финского» чуда не случилось. В последнем туре (тогда система плей-офф еще не применялась) сборная США играла с финнами, в случае победы которых наши становились первыми. Суоми даже вела после первого периода, но в итоге «Чуда на льду-2» не произошло.

Разные финиши Шипулина

Для лидера российской биатлонной команды, Антона Шипулина, домашняя Олимпиада была полна драматизма. Всем известно, что Антон отличный финишер, и в первый раз в Сочи он мог проявить это свое качество в спринте. Когда Шипулин подходил ко второму (последнему) огневому рубежу, он был промежуточным лидером. Первые четыре выстрела пришлись в цель, пятый — в молоко. Стадион буквально затих на пару секунд, после чего начал активно «гнать» россиянина к финишу. Стоит отдать атлету должное, он выложился «на все сто», но и этого ему не хватило. Наш спортсмен проиграл 0,7 секунды чеху Ярославу Сокупу, сенсационно оказавшемуся на третьей ступени пьедестала, отдав Шипулину обидную «деревянную медаль».

Фортуна повернулась лицом к Антону Шипулину во время последней, в рамках олимпийской программы, гонки — эстафеты. Антону предстояло бежать четвертый этап, и когда Дмитрий Малышко передавал ему «палочку», россияне были третьими, отставая от лидера — сборной Норвегии — на 16,6 секунды. В двух секундах от норвежцев были немцы. Четвертыми шли словенцы, пятыми — австрийцы. В общем, этап намечалась — что надо.

2002 год, Солт-Лейк-Сити. Лариса Лазутина и Ольга Данилова были пойманы на «допинге» буквально за несколько минут до старта лыжной эстафеты. После этого все, от мала до велика, начали говорить о предвзятом судействе «против наших». В крови россиянок «ничего» не было, кроме зашкаливавшего гемоглобина.

Как позже объяснит глава ОКР Леонид Тягачев, у Лазутиной были месячные, что и стало причиной превышения установленной нормы. По Даниловой комментариев дано не было.

Что интересно: положительный результат допинг-проб был известен в день гонки еще утром, однако нашему тренерскому штабу об этом сообщили лишь за час до начала эстафеты, когда уже поздно было менять заявку. Даже предложение поменять всех четырех участниц принято не было. Как итог — отстранение сборной и крупный скандал.

Завершение карьеры Плющенко за минуту до старта

2014 год, Сочи. Российские фигуристы уже стали триумфаторами в командных соревнованиях, и среди них — прославленный Евгений Плющенко. На очереди — одиночный разряд у мужчин. На раскатке всем сразу становится понятно: что-то не так с главной российской звездой. Евгений постоянно держится за спину, каждый прыжок дается спортсмену с трудом. Атмосфера на трибунах — накалена до предела. После короткой беседы с тренерским штабом Плющенко подъехал к судьям и сказал о том, что снимается с соревнований.

После этого Евгению пришлось пережить «суровую критику». Его обвинили в том, что он приехал на Олимпиаду, не «пустив» на нее другого спортсмена, зная о своей травме, которая могла подвести его, и не только его, и во время командных соревнований. Другие же говорили, что Плющенко просто побоялся рисковать, уже имея в кармане одно «золото».

Все эти обвинения были явно несправедливыми. Оказалось, что сломался один из шурупов, имплантированных для стабилизации позвоночника, о чем Евгений, конечно же, знать не мог. Страшно представить, чем могло все закончиться, не прислушайся спортсмен к своим ощущениям. Не говоря уж о том, что шансов на медаль в таком состоянии у него просто не было.

Алексей Волошинов