Posted 25 января 2018,, 17:00

Published 25 января 2018,, 17:00

Modified 30 марта, 20:54

Updated 30 марта, 20:54

Брюссельский «госплан» для Киева

25 января 2018, 17:00
Алла Ярошинская
Часть сельхозпродукции из Украины не может проникнуть в ЕС из-за несоответствия стандартам. Зато «дома» продается все.

Европейский Союз становится все больше похожим на СССР, в котором из Москвы указывали обувной фабрике в каком-нибудь Загопинске, сколько и каких артикулов галош она должна выпустить. В Советском Союзе это именовалось государственным планом и регулированием экономики, а в Брюсселе стыдливо прикрыто фиговым листком квот и называется рынком. С подобным подходом неизбежно сталкиваются новые члены Евросоюза, власти которых зачастую даже и не подозревают, что их ждет в конечном пункте, когда подписывают первые «верительные» грамоты в виде соглашений об ассоциации с ЕС, когда в приоритете присутствует желание получить финансовую помощь.

Желающим припасть к источнику «европейский обком» денег просто так не дает. Комиссары (определенно ассоциирующееся слово для советских людей) из Брюсселя сами решают, что нужно для их рынка от новобранцев, а какие хозяйственные направления следует и вовсе похерить. Например, как жаловались мне словаки, у них в стране работало более десятка сахарных заводов, и почти все пришлось закрыть по предписанию из «центра». А случается и хуже: прибалты пожертвовали единственной в регионе Игналинской АЭС — это было условием приема Литвы в ЕС. Теперь литовцы чешут затылки, покупая чужое электричество втридорога, хотя раньше экспортировали свое, еще и зарабатывая на этом. Евросоюз сказал, и Вильнюс зарезал советскую курочку, несущую ему золотые яйца.

Подобных примеров регламентирования жизни окраин ЕС из Брюсселя можно привести сколько угодно. И не только в экономике. Например, в сфере судебного устройства и политических свобод. Именно за их нарушение, а также отказ от квот на прием беженцев впала в немилость Польша, показавшая свой крутой нрав (правда, такой смелой и независимой ее власть стала после того, как получила из кармана ЕС сотни миллиардов евро). И, к слову, Brexit родом тоже именно отсюда — в Лондоне устали выполнять команды Брюсселя, какого размеры веники должны (или не должны вовсе) вязать британцы в своих картелях.

На этом фоне СМИ Украины и РФ заполонила информация о том, что украинским селянам запретят сдавать молоко на заводы и даже продавать его на рынках страны, не говоря уже о попытках экспортировать. Авторы сногсшибательной новости аппелируют к Соглашению Украины об ассоциации с Евросоюзом. Так ли это? Теоретически — да, так, если Киев не выполнит жестких требований ЕС к качеству этой продукции. И нет, не так, если выполнит все предписания Евросоюза. Однако в этой истории есть важные и поучительные нюансы.

Проблема заключается в том, что согласно обязательствам перед Евросоюзом в сфере фитосанитарии Киев принял новый стандарт ДСТУ № 3662:2015, касающийся производства сырого коровьего молока. В нем оно делится на три сорта — экстра, высший и первый. В старом «дореволюционном» стандарте от 1997 года было другое деление — вплоть до второго сорта, допускавшего значительное загрязнение молока. Именно оно и превалировало в украинской торговле и на рынках, давая десятилетиями возможность без проблем продавать продукт сомнительного качества. Однако даже новый стандарт все еще не соответствует уровню, принятому в странах Евросоюза. Там нет деления этого продукта по сортам. Все евромолоко должно соответствовать только классу «экстра», и это записано в специальном Регламенте ЕС № 853/2004. То есть Брюссель милостиво дал украинцам время для плавного перехода на его стандарты для этой продукции, но пока у них это сделать не получилось.

Согласно договоренностям с ЕС, новый стандарт качества молока с повышенными требованиями должен был вступить в силу с 1 января сего года. Однако, как и следовало ожидать, Украина оказалась не готова к такому «неожиданному» повороту. Отсюда, видимо, и пошли панические слухи о тотальном запрете на продажи молока. А как иначе? Оказалось, иначе все же можно. Ведь значительную часть сырья украинские молокозаводы получают от частных крестьянских домохозяйств. Нетрудно представить, что было бы с ними, если бы власть запретила продавать их некачественную продукцию. Поэтому оно и сдвинуло сроки введения в действие нового, более жесткого стандарта на 1 июля 2018 года.

К этому времени в Министерстве аграрной политики Украины обещают создать сеть кооперативов — наподобие тех, которые работают в странах ЕС. Ведь сегодня более 70% производства молока, по данным украинского Госстата, производится в частном секторе. Селяне жалуются, что сдают его перекупщикам по цене, что дешевле бутилированной воды, — 4-4,5 гривны за литр (8-9 рублей). Выбора нет: хочешь — сдавай, нет — пои свиней или выливай в канаву.

К слову, на Украине с приходом международной компании «Данон» стали возникать кооперативы, куда частники могут продавать свое молоко, если оно отвечает еврокачеству. По данным за 2016 год, общее производство такого молока составляло всего 366 тысяч тонн, то есть немногим больше 14% от всего, которое было сдано на промышленную переработку. Удастся ли за оставшиеся пять месяцев до введения нового стандарта качества организовать крестьян для работы по-новому, то есть «сбить» их в кооперативы в авральном порядке, да еще наладить надлежащий контроль качества — большой вопрос. И, судя по происходящему, скорее всего — риторический.

Учитывая крестьянский менталитет, частные подворья интересуют не столько кооперативы, куда их спешно пытается «загнать» власть, а, прежде всего, самостоятельная торговля на рынках. И это касается не только молока, но также мяса и других продуктов из личных хозяйств. И здесь тоже, несмотря на предписания из Брюсселя, изменения идут не шатко и не валко. Хотя еще в 2005 году в рамках подготовки к вступлению Украины во Всемирную торговую организацию были приняты законодательные ограничения, которые фактически должны были бы сделать невозможной бесконтрольную торговлю на рынках продуктами из крестьянских домохозяйств.

Однако, вступив в ВТО, украинцы начало действия ограничительного закона отложили на 2010 год. А затем передвинули еще на пять лет — до 2015-го. И вот новый срок — сентябрь 2020 года. Именно с этого времени на рынках Украины (внимание!) власть обещает, наконец, ввести лабораторный ветеринарный контроль домашней мясо-молочной продукции, рыбы, яиц, меда и т. д. То есть все, что продается сейчас (и продавалось ранее) на рынках независимой Украины, не проходит такой контроль. А ведь даже при СССР на каждом из них работала в обязательном порядке лаборатория ветеринарного контроля.

А после Чернобыля — еще и радиационного. Можно было размышлять о действенности таких учреждений, но они были. И я, покупая в то время на житомирском рынке мясо, еще и сама ходила его проверять на уровень радиации в такую лабораторию.

Но и это еще не все. Оказывается, сегодня законы, касающиеся безопасности пищевых продуктов, позволяют на рынках «нэзалэжной» продавать даже мясо домашних животных, забитых не на официальной скотобойне. Выходит, если корова заболела неизвестно от чего и сдохла, то ее мясо тоже можно «впаривать» соотечественникам — не пропадать же добру. И только с 1 января 2025 года, как в который раз обещает власть, этому безобразию наступит конец. Правда, учитывая «махновизацию» страны, веры в это уже нет. Кроме того, все равно, даже после указанного срока такое мясо и продукты из него можно будет использовать для собственного потребления или для продажи на рынках в пределах 50 км от места так называемого несанкционированного забоя (это могут быть и падшие животные — ведь проверять никто не будет) или в месте его проведения.

Казалось бы, куда смотрит в этой вопиюще безобразной ситуации обычно бдительный ЕС? Никуда. Это ему неинтересно. Это же не европейцы из «золотого миллиарда» травятся некачественными продуктами — аборигены. Закупать украинское молоко и мясо, если они будут даже экстра класса, страны Евросоюза наперегонки не станут. Своего некуда девать — еврофермеры время от времени бастуют из-за малых квот и из-за невозможности сбыть продукцию. Так зачем Брюсселю париться по поводу того, что аборигены едят неизвестно какого качества продукты? Вот украинский лес-кругляк — это да, это ЕС интересно. Землю на продажу — вывозить украинские черноземы — тоже в приоритете.

В общем, все будет у хуторских и с молоком, и с мясом в порядке — стандарты стандартами, а обед по расписанию. И у президента с правительством тоже. В ближайшие три года революционная власть должна выплатить Западу по долгам более 35 млрд долларов, то есть больше годового бюджета страны.Так что не местное молоко потечет к европейским берегам, а украинские лес и земля ухнут в европейскую «топку».За что, как говорится, боролись. И даже умирали.

Алла Ярошинская