Posted 29 января 2018,, 13:13

Published 29 января 2018,, 13:13

Modified 31 января, 18:18

Updated 31 января, 18:18

Президенты из коллекции Кремля

29 января 2018, 13:13
Большой европейский избирательный цикл завершается успехом лидеров стран, выступающих «адвокатами России».

Милош Земан с небольшим отрывом сумел выиграть второй тур президентских выборов в Чехии. Его противник Иржи Драгош получил большинство голосов во всех крупных городах и регионах с высоким процентом населения с высшим образованием. Однако Земан обошел его за счет высокой явки в небольших городах и деревнях, а кроме того, по словам чешских социологов, благодаря мобилизации населения, занимающегося преимущественно ручным трудом, в первую очередь, работающего в области строительства и на крупных старых промышленных предприятиях, а также в сельском хозяйстве.

После выборов Чехия остается страной, расколотой пополам. Ведь результат Милоша Земана почти 51,5%, а Иржи Драгоша немного выше 48,5% голосов. При этом явка превысила в среднем по стране 66%, что очень много для президентских выборов и явно позволяет сказать, что они отражают настроения чешского общества. Оно разделено на традиционалистов-евроскептиков и модернистов-еврооптмистов, как и пять лет назад, когда Земан также с не слишком большим отрывом победил на первых всенародных выборах президента (раньше его избирал чешский парламент).

Президент мало что решает в парламентской республике, которой является Чехия. Однако победа Земана имеет большое символическое значение. Можно уверенно сказать, что Чехия в ближайшие годы, судя по настроениям ее населения, будет и дальше оставаться на периферии Европейского Союза, не вступая в новые интеграционные проекты, предлагаемые сейчас Францией и Германией. Не идет пока речь и об отказе от чешской кроны и замене ее на евро. Зато президент Земан может поддержать проведение референдума по выходу из ЕС, хотя он сам говорил во время предвыборной кампании, что лично проголосует за сохранение страны в Евросоюзе, а если доведется обсуждать НАТО — так и в Североатлантическом Альянсе.

По словам чешского президента именно эти две организации дают Чехии возможность не бояться России. Поэтому чехи имеют возможность спокойно развивать торгово-экономические отношения как с Москвой, так и с Пекином, оставаясь под общеевропейским «зонтиком» безопасности. Что, собственно, страна при нынешнем премьере, миллиардере Андрее Бабише, и продолжит делать, стараясь выигрывать за счет противоречий Запада и Востока европейского континента. Неудивительно, что Владимир Путин, который совсем недавно встречался с президентом Чехии в России, не замедлил поздравить своего пражского коллегу.

Поздравления от главы российского государства получил и Саули Ниинисте, президент Финляндии, — еще одного «буферного» государства для ЕС и России (не в пограничном, а ментальном смысле). Финскому лидеру, чтобы продлить полномочия, второй тур выборов не потребовался — в отличие от Земана, он сразу же набрал более 62% голосов. Правда, в том числе за счет того, что Ниинисте высказал осенью готовность в будущем провести референдум о вступлении страны в НАТО, против чего он ранее активно выступал, доказывая, вопреки мнению значительной части финнов, что россияне не представляют для них опасности. В Москве, впрочем, это изменение позиции предпочли не заметить, как не обратили внимания и на изменение тональности выступлений о России Милоша Земана.

«Итоги голосования свидетельствуют о широкой поддержке гражданами Финляндии проводимого Ниинисте курса, и во многом благодаря его усилиям отношения между Россией и Финляндией развиваются в конструктивном и добрососедском ключе», — говорится в поздравительной телеграмме финскому президенту от Владимира Путина.

Позднее в разговоре с журналистами пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков не случайно поставил Ниинисте и Земана в один ряд, заявив, что оба лидера имеют рабочие отношения с Кремлем. Очевидно, что российские власти воспринимают двух этих президентов в качестве добровольных адвокатов Москвы, особенно в связи с санкциями, Ниинисте — в Евросоюзе, а Земана еще и в НАТО.

То же можно сказать и еще про одного европейского президента — руководителя греческой части Кипра Никоса Анастасиадиса. Впрочем, ему на минувших выходных не удалось до конца подтвердить свои полномочия — на Кипре предстоит провести второй тур с неясным пока исходом. Дело в том, что Анастасиадис получил 35,5% голосов, а его главный оппонент, бывший министр здравоохранения Ставрос Малас, поддержанный левой партией AKEL (Прогрессивная партия трудового народа) — 30,25%. Теперь, как и Земану, кипрскому лидеру предстоит тяжелая борьба во втором туре.

Если для греческой части Кипра главной темой остается возобновление переговоров с турецкой частью острова, то для россиян главное, конечно, это кипрская финансовая система. Сейчас остров уже не играет такой роли в офшорной экономике как в прежние годы, но все же для многих российских компаний и банков (в том числе и государственных) он выступает как бы «воротами в ЕС». И с этой точки зрения для Кремля президент Кипра едва ли не важнее чем его чешский или финский его коллеги.

Так что в России, наверняка, предпочли бы уже поздравить Анастасиадиса. Но раз он пока не победил, придется ждать. Досрочные поздравления со стороны Владимира Путина, как показал опыт, играют скорее негативную роль. И Москва будет ждать — в надежде на победу Анастасиадиса, но с готовностью поздравить и его оппонента, если тот сумеет победить.

Пока же нельзя не признать, что Кремлю везет. Его адвокаты в Евросоюзе один за другим подтверждают свои полномочия. А в некоторых странах, как в конце 2017 года в Австрии, к власти приходят относительно новые люди, про которых, тем не менее, известно, что они выступают за отмену санкций и «прагматичную политику» в отношении России. И в ближайшие годы эта ситуация не изменится, поскольку большой европейский избирательный цикл, когда власть могла поменяться чуть ли не в половине стран ЕС, заканчивается. На очереди осталась только Италия, где также неплохо выглядят шансы у партии друга Владимира Путина, экс-премьера Сильвио Берлускони. Потом же положение законсервируется, и Россия сможет спокойно «продуктивно сотрудничать» с действующими уже лидерами. К взаимному, если можно так выразиться, процветанию.

Иван Преображенский