Posted 31 января 2018,, 13:34

Published 31 января 2018,, 13:34

Modified 30 марта, 20:51

Updated 30 марта, 20:51

Украина без страшилок и ретуши

31 января 2018, 13:34
Эмоции и пропаганда подменили собой качественную и объективную информацию о событиях в стране, являющейся одним из крупнейших соседей России, отмечают эксперты.

В рамках очередного заседания Политклуба «Росбалта» состоялась презентация второго выпуска информационного бюллетеня «Украина сегодня: основные тенденции», подготовленного экспертной группой «Европейский диалог», Центром содействия реформам (Киев) и Институтом современного развития (ИНСОР).

Эта работа во многом призвана заполнить имеющийся в России недостаток качественной объективной информации о тех политических и социально-экономических процессах, которые идут сегодня на Украине. Предваряя дискуссию, глава ИНСОР Игорь Юргенс назвал материалы бюллетеня «отдушиной в том вакууме, который наблюдается как в экспертном академическом сообществе, так и, особенно, в средствах массовой информации по поводу того, что реально происходит на Украине».

По мнению главы Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктора Мироненко, подготовленный бюллетень «вероятно, первая относительно объективная попытка составить объемное представление о положении на Украине без гнева и пристрастия». Это тем более важно, что Украина, по его убеждению, переживает сегодня самую глубокую трансформацию за все 26 лет своей независимости.

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер отметил, что о том, что в соседней стране идет своя политическая жизнь, в России «почти никто не догадывается», хотя Украина «выбрала путь реформ, пытаясь преобразовать социальную сферу, экономику, провела децентрализацию власти». По его мнению, внутренняя повестка дня в России и на Украине «примерно та же». Единственное, что нас отличает, считает эксперт, это то, что «Россия сейчас находится под санкциями и у нее неэффективная внешняя политика».

Редактор бюллетеня Георгий Чижов считает, что «тематика реформ в современных России и Украине действительно схожа, но пути и векторы пока совершенно разные». Например, по его словам, «если в РФ идет дальнейшая централизация и концентрация власти, то на Украине еще в 2014 году было принято твердое решение раздать власть на места». При этом, по его словам, «если российский министр иностранных дел говорил о том, что Украине необходима децентрализация, то сама Россия, не смотря на свой статус федеративного государства, подзабыла что это такое».

Чижов напомнил, что Сергей Лавров тогда имел в виду необходимость дать украинским регионам возможность выбирать губернаторов, которые не будут подконтрольны Киеву, но зато смогут блокировать инициативы центральной украинской власти. Между тем децентрализация по-украински состоит в другом — «она подразумевает, что максимум полномочий должен быть передан на столь низкий уровень, на котором возможно и целесообразно их выполнять», — пояснил эксперт.

В ходе обсуждения также отмечалось, что если из Москвы новый украинский закон об образовании, вызвавший широкий резонанс, выглядит как стремление заставить перевести всех учащихся на обучение на украинском языке, то в реальности он предполагает возможность финансирования образования на языках нацменьшинств, прежде всего, на русском, из средств местных органов власти. С учетом того, что количество этих средств у украинских регионов сегодня увеличивается (точно так же как возрастают и полномочия местных органов власти), очевидно, что русскоязычным регионам тотальная «украинизация» образования не грозит.

По мнению Чижова, украинские реформы уже привели к ряду положительных результатов. В частности, «на местах появились деньги, которых там никогда не видели, дороги строятся в таких объемах, в которых их никогда не строили в годы независимости». Что касается социальных реформ, то они, по его словам, на Украине пока непопулярны, «но не потому, что население хорошо понимает, что происходит, а из-за обилия дискуссий». В этом, отметил Чижов, еще одно отличие от России: «на Украине любое событие, предложение вызывает очень много споров, стороны дискредитируют друг друга и у неискушенных людей создается впечатление, что все плохие».

Согласившись с точкой зрения относительно того, что украинская политика носит клановый характер, Чижов отметил, что вопрос в том, что с чем сравнивать: «Это, наверное, не совсем хорошо и не совсем по-европейски, но есть ощущение, что даже клановая политика — это шаг вперед по сравнению с ситуацией цементирования политической элиты, когда существует единая „правильная“ точка зрения и нет конкуренции».

Политолог и историк Елена Галкина отметила сходство процессов, проходящих сейчас в ряде стран, в которых произошли события, аналогичные украинской «революции достоинства». В частности, по ее мнению, реформы на Украине похожи на те, что начались после смены власти в Тунисе, произошедшей за три года до украинского Майдана.

Эксперт также остановилась на ряде социально-экономических и политических проблем современной Украины. По ее словам, один из существенных моментов состоит в том, украинская политическая элита совершенно не озабочена борьбой с неравенством. «Наоборот, она это неравенство усиливает всеми возможными средствами. Даже Россия, например, старается держать цены на базовые продукты питания. На Украине же цены на эти продукты отпущены, и это вызывает инфляцию и отчаяние достаточно широкого слоя населения», — сказала она. При этом Галкина напомнила, что «около половины украинских граждан экономят на еде и одежде, но элита совершенно не осознает этого и продвигается в своих социально-экономических реформах все дальше и дальше».

Тема Крыма и войны на востоке Украины в целом была вынесена за скобки доклада и его обсуждения, однако совсем не упомянуть ее, естественно, было невозможно. В частности, Виктор Мироненко отметил, что, по его мнению, «в российско-украинском конфликте мы имеем дело с рецидивом тоталитарного мышления, причем власть, не признающая внутренних и внешних ограничений, представляет опасность и для своей страны, и для всего мира».

Для урегулирования этого конфликта, считает эксперт, необходимо несколько условий: «Первое — это понимание его причин и природы, второе — объективная информация, третье — политическая воля к его прекращению». По словам Мироненко, со стороны России он этой воли не чувствует «стопроцентно», однако и с украинской стороны она не очень заметна.

Говоря о ходе реформ на Украине, киевский обозреватель «Радио Свобода» Павел Казарин отметил, что они «идут с переменным успехом и главным их контролером выступает даже не столько украинское общество, сколько западные институции и западные доноры, которые дают на них деньги».

«Если раньше можно было брать деньги у Европы, а когда она требовала выполнения взятых обязательств, пугать ее тем, что Киев сбежит к Москве, то сегодня нет российских денег и нельзя пугать этим Европу, потому что бежать некуда. Поэтому европейские финансовые пряники идут в жесткой привязке к кнутам», — сказал он. В то же время Казарин полагает, что впечатление насчет того, что реформы на Украине идут медленно, вызваны завышенными ожиданиями самих украинцев.

По его мнению, все разногласия между Киевом и Москвой в отношении украинского будущего — это вопрос о том, где должна пролегать граница между Европой и Россией. «РФ считает, что она должна пролегать по украино-польской границе, а Украина — что по украино-российской границе», — резюмировал он.

Александр Желенин