Posted 1 марта 2018,, 09:18

Published 1 марта 2018,, 09:18

Modified 31 января, 18:39

Updated 31 января, 18:39

Война за Карабах может начаться в любую минуту?

1 марта 2018, 09:18
Спецслужбы США заявили о высокой вероятности возобновления конфликта вокруг НКР. Не с этим ли связаны визиты в Баку и Ереван эмиссаров из Ирана и РФ?

В докладе директора национальной разведки США Дэниела Коутса говорится о большой вероятности возобновления в 2018 году широкомасштабных военных действий между Арменией и Азербайджаном на почве карабахского конфликта. Причем в них может быть вовлечена и Россия для поддержки своего регионального союзника. По мнению Коутса, причину ожидаемых крупномасштабных военных действий следует искать в нежелании армянской и азербайджанской сторон идти на компромиссы, в последовательной модернизации азербайджанской армии и в приобретении Арменией российского вооружения.

Такая «откровенность» главного американского разведчика, разумеется, не могла остаться без внимания Баку и Еревана. Вопрос, кто заинтересован в новой войне, пока остается без ответа, поскольку ни Армения, ни Азербайджан такой заинтересованности на словах не подтверждают. Но глава Минобороны Азербайджана Закир Гасанов был «пойман» на весьма «многозначительной» риторике: во время недавней встречи со специальным посланником ЕС по кризису на Южном Кавказе Тойво Клааром, министр заявил, что азербайджанская и армянская армии «стоят друг против друга на линии фронта, и не исключено возобновление войны в любой момент».

В общем, можно считать, что он подтвердил информацию Коутса. Ясно, что Армения, несмотря на восхваление возможностей своей армии, в войне не заинтересована — ее больше устроит сохранение конфликта в замороженном состоянии. Азербайджан, боевая мощь которого значительно превосходит армянскую, от войны тоже, по идее, должен уклоняться: она для него в любом случае будет разрушительной во всех отношениях и поставит под вопрос строительство и функционирование экспортных трубопроводов и транспортной инфраструктуры. Ну и, конечно, без больших человеческих жертв дело не обойдется. Кроме того, Азербайджану вряд ли стоит рассчитывать на поддержку России и США: пока в вопросе карабахского и армяно-азербайджанского противостояния они едины — только мирное урегулирование. И все же доклад американцев многих напряг.

Так, в Ереван прибыл глава внешней разведки России Сергей Нарышкин. В этом визите, учитывая «стратегическое партнерство» Москвы и Еревана, ничего «особо интересного» можно не искать, если б не доклад американцев и общий карабахский контекст, подтвержденный, с точки зрения ожиданий войны, и Томасом де Ваалом — известным экспертом, которого, со ссылкой на Радио «Свобода», цитирует азербайджанское издание Haqqin. По его словам, возможностей урегулирования карабахского конфликта переговорным путем сегодня гораздо меньше, чем 20 лет назад: при любом решении проблемы «все более или менее понимают, что Нагорный Карабах останется под контролем армян».

Риск возобновления военных действий, полагает эксперт, остается очень высоким, хотя ни Армения, ни Азербайджан войны не хотят. «Но с другой стороны, — продолжил он, — градус конфликтности очень высок — это взаимные угрозы, заявления на словесном уровне и массовое скопление тяжелого вооружения — артиллерии, авиации — на линии соприкосновения. Там очень высокая милитаризированность. Это означает, что командиры на фронте тоже имеют свой вес, …. и в этой ситуации, конечно, есть большой риск». Но, подчеркнул де Ваал, несмотря на опасность нового конфликта вокруг Карабаха, «в Вашингтоне, в Брюсселе и других столицах есть другие приоритеты — Сирия, Иран, Северная Корея и, конечно, Украина, которые для западных политиков являются сейчас гораздо более острой проблемой, чем Кавказ».

Между тем для России проблемы на Кавказе являются наиострейшими, и пожара здесь она допустить не может — он создаст ей огромные, с точки зрения безопасности, проблемы, включая миграцию в Закавказье, на границы с РФ, исламских боевиков. Считается, что по части «привнесенного» терроризма Армения, как моноэтническое и монорелигиозное государство, опасений не вызывает. Однако — лишь гипотетически. Боевики, в случае возобновления боевых действий в регионе, легко смогут заполнить нишу, в которой их не ждали. Таким образом, совершенно не исключено, что Нарышкин ездил в Ереван по трем причинам: высокой вероятности возобновления армяно-азербайджанской войны, потенциальной угрозы «оседания» террористов в Армении и для успокоения последней в вопросе поставок ей российского вооружения в условиях санкций, введенных США против РФ.

Карабахской проблемой озадачен и Иран, граничащий как с Арменией, так и с Азербайджаном. Практически одновременно с ереванским визитом Нарышкина в Баку отправился министр обороны ИРИ, бригадный генерал Амир Хатеми, которого принял Ильхам Алиев. Согласно официальной информации, стороны обсудили вопросы развития военно-технического сотрудничества. По данным азербайджанского оборонного ведомства, Хатеми в ходе встреч в Баку заявил, что «Иран, как мусульманская страна, заинтересован в увеличении военной мощи Азербайджана и готов оказать ему любую помощь в этой области». Тегеран, подчеркнул он, поддерживает территориальную целостность Азербайджана и его справедливую позицию в урегулировании конфликта.

От такого заявления «ближайшего друга» в Армении у многих вытянулись лица. В Ереване гадают, отчего Хатеми вдруг отправился в Баку. Неужели Тегеран опасается реального возобновления военных действий на своей границе? Прощупывает почву, то есть готовность Азербайджана к военным действиям? Пытается сдержать обострение обстановки? Опасается, что в регионе появятся, точнее, будут наращиваться третьи силы — пусть даже «дружественные» Ирану российские?

А тут еще в Белоруссию, сразу после встречи с Клааром, отправился министр Гасанов. Зачем? «Первое, что приходит на ум, за оружием», — пишет ArmenianReport. И поясняет: «Ведь Азербайджан является одним из крупных покупателей оружия у Беларуси. … есть подозрения, что Гасанов едет за „Полонезами“. Теми самыми, которые РБ не продала ранее Азербайджану, якобы из-за Армении. По крайней мере, наши официальные лица и их глашатаи поспешили записать себе это в заслугу. И … теперь крайне интересно будет послушать их, взглянуть на их одухотворенные лица, если данная сделка все же состоится».

Так же «интересно» будет, пишет армянское издание, если Белоруссия продаст Азербайджану все то вооружение, на которое у него хватит денег: «Тем более, что США уведомили наше (армянское) правительство об опасности оказаться мишенью вероятных американских санкций в случае заключения „значительных сделок“ с компаниями российского военно-промышленного комплекса. Аналогичное предупреждение получили и в Баку. Но там, как видим, уже сделали выводы и уже ищут варианты».

Похоже, что сейчас и Баку, и Вашингтон очень активно дают понять, что армяно-азербайджанская война может начаться в любую минуту, несмотря на то, что конец прошлого года отличился активизаций переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха, в который активно были включены собственно Армения с Азербайджаном, сопредседатели Минской группы ОБСЕ и Россия. Последняя — как в составе этой международной структуры по урегулированию, так и сама по себе. Казалось, стороны вот-вот договорятся. Но ни американцы, ни Баку этого не подтверждают.

Впрочем, заявление Гасанова можно списать на «дежурную фразу», и вкупе с «данными» американской внешней разведки — как на некую тактику по сдерживанию сторон конфликта, не готовых к военным действиям на уровне блицкрига. А другой вариант развития событий — затяжной военный — не устроит сегодня никого, кроме не находящихся во властных структурах радикальных и (или) криминальных групп.
Тем не менее, гарантий невозобновления масштабных военных действий нет по определению: война может начаться с одного провокационного выстрела. И весьма сомнительно, что ее удастся остановить за четыре дня, как в апреле 2016 года.

Ирина Джорбенадзе