Posted 6 марта 2018,, 11:11

Published 6 марта 2018,, 11:11

Modified 30 марта, 20:31

Updated 30 марта, 20:31

Яд для разведчика

6 марта 2018, 11:11
Бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль, работавший на британцев, отравлен в Солсбери. Сразу возникла версия, что это акция возмездия, однако в России это отрицают.

Набирающий сейчас обороты скандал начался с того, что двоих неизвестных (66-летнего мужчину и женщину, приблизительно вдвое моложе его) обнаружили в торговом центре в британском городе Солсбери в бессознательном состоянии. Они были отправлены в госпиталь. Позднее в медиа появилась версия, что мужчина и женщина могли быть отравлены синтетическим опиатом фентанилом.

У британских полицейских и спецслужб, вероятно, сразу же в памяти всплыл бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, который умер от отравления радиоактивным химическим элементом полоний-210 при обстоятельствах, которые позволили британской юстиции обвинить в его убийстве его бывших коллег из России. Неудивительно, что английские специальные органы после обнаружения «неизвестного мужчины» провели некую «очистку» как на месте их обнаружения, так и по месту жительства. Такая масштабная операция не могла не вызвать интерес прессы и вот тут то и выяснилось, кто был этим 60-летним мужчиной, — речь идет бывшем сотруднике российских спецслужб Сергее Скрипале. Также позднее в СМИ появилась информация, что пострадавшая женщина - это его дочь.

Бывший офицер Главного разведывательного управления Генштаба РФ (ГРУ) и работник МИД России обладал статусом политического беженца в Великобритании. По версии российских спецслужб, Скрипаль был завербован британской разведкой еще в 1990-е годы. В 1999 году он формально был уволен из ГРУ и перешел на работу в МИД России, что в российских реалиях, скорее всего, означало просто «прикрепление» сотрудника разведки к дипломатическому ведомству. В 2004 году он был раскрыт как британский агент и задержан, а в 2006 году Московский окружной военный суд приговорил полковника Скрипаля к 13 годам лишения свободы. Его признали виновным в государственной измене в форме шпионажа в пользу Великобритании, лишили всех наград и воинского звания и отправили отбывать наказание.

Но долго в заключении он не пробыл. В 2010 году, как в «добрые старые времена», его, вместе с еще несколькими гражданами России, находившимися в заключении, обменяли на российских агентов, раскрытых американскими спецслужбами на территории США. В их число входила прославившаяся тогда Анна Чапман.

С тех пор Скрипаль сравнительно спокойно жил в Великобритании в статусе политического беженца. Правда, как стало известно после отравления, в последнее время он опасался за свою безопасность и обращался за помощью в британские правоохранительные органы.

Опасения его, как теперь видно, были не напрасными. Впрочем, британское следствие пока не берется сказать, что стало причиной отравления бывшего разведчика и его спутницы. В России же возможную причастность российских спецслужб отрицают. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков версию о причастности россиян комментировать просто не стал, и заявил, что Россия не получала просьб со стороны британских правоохранительных органов о помощи в расследовании.

В свою очередь депутат Госдумы Андрей Луговой, которого британцы подозревают в причастности к убийству Александра Литвиненко, заявил, что не должно быть оснований, чтобы подозревать российские спецслужбы в попытке убийства Скрипаля. По словам Лугового, в отношениях «между спецслужбами существуют и в основном соблюдаются» определенные «неписаные правила». И в случае Скрипаля, который был обменен после того, как его помиловал президент России, явно «были соответствующие договоренности». «Преследовать уже помилованного — абсурд», — уверяет депутат, в прошлом сам бывший сотрудником российских спецслужб.

Британская пресса и многие парламентарии, впрочем, придерживаются другой точки зрения. Например, по словам члена комитета британского парламента по внешней политике Роберта Сили, «осведомленным источникам» известно, что в ФСБ есть особый отдел для разработки новейших ядов «не оставляющих следов». Но главное, и в Великобритании, и в России мало кто сомневается, что российские спецслужбы, вне зависимости от того, причастны ли они к нынешнему отравлению, применяют тактику точечных ликвидаций предателей или иных «врагов России». И в деле Скрипаля это должна быть главная новость.

Иван Преображенский