Posted 23 марта 2018,, 08:10

Published 23 марта 2018,, 08:10

Modified 31 января, 18:53

Updated 31 января, 18:53

Сухум и Цхинвал в предвкушении «подарков» от РФ

23 марта 2018, 08:10
В Абхазии и Южной Осетии за Владимира Путина было отдано столько голосов, что теперь республики могут рассчитывать на «награду» за верноподданность.

«Выборы президента России — это и наши выборы», — патетически заявил глава Южной Осетии Анатолий Бибилов. Ну, конечно же, «наши», ведь 98 процентов населения «очень частично» признанной республики имеют российские паспорта. Избирательная активность здесь зашкаливала — явка составила 17,5 тысяч человек, почти 15% проголосовали досрочно. Казалось бы, «цифирь» смешная, но, учитывая общую численность населения республики, не дотягивающую и до 40 тысяч, рвение отдать свой голос «единственно достойному» должно быть оценено Москвой. И, надо сказать, незамеченным оно не осталось. По свидетельству члена Центризбиркома России Василия Лихачева, активнее всего на президентских выборах за рубежом голосовали именно в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье и Молдавии.

В итоге в ЮО за Владимира Путина свои голоса отдали 93 процента избирателей. По данным МВД Южной Осетии, нарушений на выборах зафиксировано не было. Боясь «соседства Грузии», граница с ней была заблаговременно и наглухо закрыта. Представители спецслужб не только присутствовали при подсчете голосов, следили за сохранностью избирательных документов при их транспортировке, но и проверили все избирательные участки до их открытия. Подключили даже специально натренированных служебных собак — на предмет обнаружения взрывных устройств. Милицейские патрульные экипажи прочесывали всю территорию ЮО.

В общем, Южная Осетия может не краснеть — ни за явку, ни за порядок, ни, главное, за результат выборов, в котором не сомневался Бибилов. Но чем объяснить то, что «не совсем россияне» голосовали активнее, чем жители самой РФ, и почти исключительно за Путина?

«В Южной Осетии нет разброса в предпочтениях — жители республики помнят 2008 год, помнят, как Владимир Путин из Китая прилетел во Владикавказ, чтобы посмотреть, как обеспечены беженцы из Южной Осетии. Он воспринял боль нашего народа как свою и 10 лет спустя так же интересуется проблемами Южной Осетии, оказывает всяческое содействие», — объяснил Бибилов успех нового-старого президента. Он, кроме того, поведал, что в настоящее время на контроле у главы РФ находится реализация различных российско-югоосетинских соглашений и проектов, направленных на улучшени уровня жизни в ЮО.

Теперь же, считает Бибилов, проекты будут «гарантированно реализованы». И вообще победа эта означает уверенность в завтрашнем дне и «дальнейшую возможность развиваться, не оглядываясь на внешние угрозы», под которыми подразумевается Грузия. Она, как и международное сообщество, не признала легитимность выборов президента РФ на отколовшихся от нее территориях и осудила сам факт их проведения в «оккупированных зонах».

«Откровенность» Бибилова, впрочем, зашла не слишком далеко: он не упомянул о всех серьезных причинах, по которым Путин получил такой «коммунистический» уровень голосующих «за». Во-первых, он «позабыл» о том, что РФ при Путине кормит, поит и отстраивает республику, а за разворованные ею прежде деньги российских налогоплательщиков Москва никого не наказала. Второе: всем в ЮО ясно, что если бы не «высочайшее распоряжение» Путина, который в 2008 году формально воообще являлся вторым лицом в государстве, Москва бы не признала независимость южных осетин, как, впрочем, и абхазов, с последующим «пристегиванием» к этому процессу Венесуэлы, Никарагуа и Науру. И третье: Южная Осетия спит и видит вхождение, через объединение с северными осетинами, в состав Российской Федерации.

Для Абхазии такой «сон» был бы кошмарным, поскольку она твердо верит в свою «государственность», не собирается отказываться от «суверенитета и независимости» и постоянно обвиняет Россию (речь не о руководстве республики, а «всего лишь о людях») в стремлении ущемить этот «суверенитет» и «русифицировать» республику. Тем не менее, и здесь Путин набрал 94,1% голосов, то есть на очередной срок его «пустили» около 40 тысяч избирателей.

МВД расстаралось и в «Стране души», преступность в которой, в том числе в отношении российских граждан, зашкаливает. По информации ведомства, нарушений общественного порядка во время выборов не было. Конечно, голосовал и президент республики Рауль Хаджимба — «истинный абхаз» и гражданин России.

В Сухуме так стремились показать свою «верноподданность», что на выборы пришли даже те, кто не голосовал последние 10 лет. Даже из высокогорного села Псху в Сухум был организован авиарейс, чтобы 20 избирателей смогли в столице опустить бюллетени в урну. И что показательно: за Путина агитировали не только представители власти, общественные организации и движения разного толка (их тут в избытке), но и оппозиционные политики. Последние назвали Путина в своем обращении «одним из сильных мировых лидеров современности», благодаря которому «осуществилась многовековая мечта нашего народа — признание Абхазии как независимого государства».

Выборы стали «дембельским аккордом» посла РФ в Абхазии Семена Григорьева, который прощается с Апсны «в связи с переходом на другую работу». Что ж, он вполне заслужил отдых от этого «рая на земле», где «посторонних» рады видеть только в период курортного сезона, когда приезжие щедро платят. Григорьев проработал в Абхазии с момента признания ее независимости Москвой, с осени 2008 года. И пережил за это время не один тяжелый эпизод, включая убийство в 2013-м первого секретаря посольства Дмитрия Вишернева. Во время своей дипломатической миссии ему не раз приходилось сталкиваться с дискриминацией россиян в этой «душевной стране». Зато на прощание президент Хаджимба вручил послу высшую государственную награду республики — орден «Ахьдз-Апша» I степени.

Выборы отшумели. Путин и Россия завалены панегириками. Что дальше? Разрешат ли «благодарные» абхазы покупать россиянам недвижимость в республике — этой нерешенной проблеме уже много лет. Дадут ли они право этническим русским, давно уже имевшим абхазский паспорт, обменять его на документ нового образца, или, боясь «русификации», продолжат отказывать в такой малости? Кстати, русские в данном случае оказались «друзьями по несчастью» с оставшейся в Абхазии горсткой грузин.

Есть и другие острые вопросы, касающиеся российско-абхазских отношений, например, создание объединенной группировки войск, формирование общего пространства обороны и безопасности и т. д. Ну и абхазы хотят от России больше денег, чем получают сейчас. Ведь на их территории дислоцированы военные базы РФ, а это дорогого стоит: «Не мы вам должны, а вы нам, и много!»

Вряд ли эта философия не заглушит выборные «фанфары» и кавказский политес, который завтра уже ничего не будет значить. Все вернется на круги своя. С одной оговоркой: сильно «рыпаться» против России во главе с Путиным для абхазов опасно. Неизвестно еще, кого они боятся больше — его или Грузию.