Posted 29 марта 2018,, 16:35

Published 29 марта 2018,, 16:35

Modified 31 января, 18:58

Updated 31 января, 18:58

Москва «вдохновила» Ереван ослушаться Европу

29 марта 2018, 16:35
Вопреки требованию ЕС закрыть в Армении атомную станцию, она продолжит работу. Брюссель бессилен: его «кары» только сблизят республику с Россией.

Если бы Армения не подписала в конце прошлого года соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Евросоюзом, одним из положений которого было закрытие атомной электростанции в Мецаморе, она бы не столкнулась с требованием Брюсселя «сделать это как можно быстро». Армяне впали в ужас от перспективы «возвращения» в 90-е годы прошлого столетия, когда АЭС не работала, и республика практически полностью была погружена во тьму — соответственно, крайне бедствовала, поскольку вся ее экономика простаивала.

Однако ожидалась, что, опасаясь «кары» ЕС, власти Армении дрогнут. Но этого не случилось: Ереван решил отстоять атомную станцию, вырабатывающую 40% электроэнергии, необходимой для потребностей республики. Надо думать, что решительности им придала Россия, обеспечивающая армян как топливом для АЭС, так и безопасностью ее эксплуатации. А главное, Россия ни в коем случае не желала победы Запада в подконтрольном ей регионе.

В армяно-российских планах было также введение в эксплуатацию нового блока станции, но, вероятно, этому проекту сбыться пока не суждено: РФ сильно затянула сроки начала строительства блока мощностью 600 МВт и стоимостью в 5 миллиардов долларов. При этом часть расходов, обеспечение станции оборудованием и технологиями, она брала на себя.

В принципе, все, что касается функционирования Мецаморской АЭС, выходит далеко за рамки «чистой энергетики» — вопрос этот, скорее, политический. Ведь откажись Армения от станции и, соответственно, услуг России, последняя утратит часть своего влияния в стратегически важной для нее республике, и «погоду» в области ее энергобезопасности будет «заказывать» уже не «Росатом», а «Евроатом». И вообще само соглашение Армения — ЕС, содержащее кабальное положение по АЭС, подписано в рамках программы Евросоюза «Восточное партнерство», являющейся для РФ конкурирующим проектом, в том числе, в сфере энергетики.

Но вот армяне хорошенько подумали и пришли к выводу: АЭС не закроют, срок ее эксплуатации будет продлен, действующий блок модернизирован, что повысит производство электроэнергии на 10%. Как заявил в парламенте Армении министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов Ашот Манукян, «сегодня без атомной энергетики невозможно представить себе надежное, безопасное и бесперебойное энергоснабжение».

Сколько еще сможет прослужить блок, ремонт которого произведут на российские кредит в 270 миллионов долларов и 30-миллионный грант в той же валюте, будет известно, по словам министра, в 2020 году, когда эксперты МАГАТЭ дадут по нему свое заключение. Хотя, напомним, ранее сообщалось, что станция безопасна и проработает еще не менее 10 лет. Генеральным подрядчиком в модернизации блока АЭС выступает «дочка» «Росатома» — компания «Русатом сервис».

Как поведал министр, до истечения срока эксплуатации блока новый строиться не будет: прежде надо «полноценно использовать имеющийся»: «Не стану забегать вперед и использовать термин „блок“, потому как современные технологии позволяют создавать источники ядерной энергии без использования такого понятия». Через десять лет, убежден он, не будет никаких ограничений в выборе технологий и мощностей атомных станций.

Что ж, вполне возможно. Как ранее говорил Манукян, в Армении возможно строительство модульных реакторов мощностью 50 МВт. Их можно устанавливать в любом месте по относительно низкой цене с перспективой расширения мощностей. К тому же такие станции безопасны с точки зрения экологии и сейсмических рисков. Но ко «дню икс», все же, надо готовиться заблаговременно, на что и указали министру в парламенте. Манукян не хочет раскрывать все карты, касающиеся развития атомной энергетики — видимо, чтоб заранее не раздражать Брюссель. Но, как заверил президент Серж Саргсян, от атомной энергетики — «стратегического направления для республики» — Армения не откажется ни в коем случае.

Его однофамилец от оппозиционной парламентской фракции «Елк» сказал министру: «Мы знаем, что Мецаморская АЭС проработает еще лет 10 и после этого однозначно будет закрыта. Знаем, что станция является самым надежным источником обеспечения энергией, но она имеет и политическое значение. Если мы не начнем уже сегодня думать об этом, не решив вопрос строительства новой атомной станции, то столкнемся с очень серьезными проблемами».

Воистину так, поскольку, как уже отмечалось выше, на атомную станцию приходится 40% генерации Армении. Республика пытается сейчас запустить проекты развития гелиоэнергетики — на строительство соответствующих станций выдано 11 лицензий, но они маломощные, выработка каждой не превышает одного мегаватта. Работают в республике и над строительством так называемого «накопителя» мощностью 14 МВт — в надежде отказаться от энергии, вырабатываемой на ТЭЦ (33% всего потребления) — последние оставят для экспорта и/или своп-сделок. Словом, в базисной генерации сейчас и, вероятно, это надолго, превалирует атомная энергетика — нравится это Евросоюзу или нет. Как он ответит на неповиновение Армении и на ее крепнущую энергетическую, а, значит, и политическую зависимость от России?

Думается, что заполучив Армению в соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (ранее Москва сорвала подписание договора об ассоциации между Ереваном и Брюсселем, и республике пришлось «выбрать» Евразийский союз), ЕС не станет сильно карать армян — это контрпродуктивно с точки зрения продвижения его влияния в регионе, в котором балом правит Россия. Отказаться сбить ее хоть с какого-нибудь шага? Не попытаться хоть немного «оттереть» Армению от ЕАЭС, СНГ и ОДКБ, где главенствует Россия? Не внести свою «корректировку» в «правильную ориентацию» Еревана в карабахском конфликте? Неразумно.

Поэтому ЕС, вероятно, пошумит, но ограничится легким шантажом Еревана на почве предоставления ему грантов и прочей финансовой поддержки «во благо развития демократии». Потому как тратиться на «сомнительную», с точки зрения внешнеполитической ориентации, страну, в которой «российский фактор» не просто силен, но и подкреплен дислокацией здесь военной базы РФ, конечно же, не стоит. И впрямь, не возьмет же на себя Европа энергообеспечение Армении. Инвестировать в депрессивные страны с тем, чтобы закрепить их за собой — это российское, но никак не европейское «хобби», правда, не без «досадных» исключений. Но и сдаваться Европа тоже не любит. В отношении Армении она сейчас изберет формулу «Поживем — дождемся».

Ирина Джорбенадзе