Posted 18 апреля 2018,, 14:33

Published 18 апреля 2018,, 14:33

Modified 30 марта, 20:05

Updated 30 марта, 20:05

Пасхальный хоровод вокруг Ына

18 апреля 2018, 14:33
Северная Корея в связи с событиями в Сирии отошла на второй план. Но это все равно выигрышная для Трампа история, которая явно скоро вернется в топ новостей.

Пхеньян продолжает активно торговаться с Вашингтоном. На кону очередная сделка по замораживанию или ликвидации как ядерной, так и ракетной программ Северной Кореи в обмен на отмену либо облегчение международных и отдельных американских санкций, действующих против режима Ким Чен Ына.

Последним ярким событием был первый зарубежный визит северокорейского лидера. Несмотря на нескрываемый страх за свою жизнь и здоровье, Ким Чен Ын приехал в Пекин, чтобы обсудить с Си Цзиньпином условия пакетного соглашения с США, так называемую «денуклеаризацию Корейского полуострова».

Теперь стало известно, что за этим последовал визит в Пхеньян одного из ближайших соратников Дональда Трампа — директора ЦРУ Майкла Помпео, который до конца апреля вероятнее всего будет утвержден следующим Госсекретарем США. Визит, как сообщает издание The Washington Post, состоялся в пасхальные праздники, то есть в последних числах марта или в первые дни апреля. Глава ЦРУ и будущий госсекретарь приехал в Северную Корею фактически как частное лицо — практически уволившись с одной должности (все уже знают, что преемником Помпео в ЦРУ станет Джина Хаспел) и еще не будучи утвержденным Сенатом в другой. С одной стороны, это подчеркивает неформальный характер поездки, на случай, если договориться ни о чем не удастся. С другой — реальный уровень влияния Помпео должен был продемонстрировать Ким Чен Ыну серьезность намерений Дональда Трампа.

Нет сомнений, что будущий госсекретарь США обсуждал с северокорейским правителем условия сделки, ради подписания которой американский президент готов будет встретиться с главой КНДР. Наверняка речь шла и о безопасности. Место встречи до сих пор не определено и оба руководителя имеют основания для опасений, если поедут на «территорию противника». Хотя Трамп ранее самоуверенно говорил, что готов приехать даже в Пхеньян, чтобы только разобраться раз и навсегда с северокорейской угрозой.

Впрочем, сейчас столица КНДР, похоже, уже не рассматривается как наиболее вероятное место для саммита двух руководителей. По крайней мере, Дональд Трамп в день встречи с премьер-министром Японии Синдзо Абэ заявил журналистам, сейчас есть пять вариантов, где могли бы пройти его переговоры с Ким Чен Ыном, однако ни одного конкретного географического названия так и не прозвучало. Кроме того, если ранее речь шла о том, что встреча состоится до конца мая, то теперь же американский лидер говорит уже о ее возможном переносе или даже отмене.

«Очень скоро у меня состоится разговор с Ким Чен Ыном. Это, вероятно, произойдет в начале июня или даже раньше, в зависимости от того, как пойдут события. Возможно, события будут развиваться не так, как хотелось бы, и у нас не будет встречи. Посмотрим, что будет», — заявил 17 апреля Трамп журналистам после начала встречи с Синдзо Абэ в имении американского лидера «Мар-а-Лаго» в Палм-Бич в штате Флорида.

Судя по манере нынешнего президента США вести переговоры, его оговорку о том, что встречи может и не быть, стоит расценивать как попытку надавить на контрагента, чтобы он вступил в торг. Так что речь идет об усилении позиции Трампа и таком повышении ставок, чтобы в Пхеньяне поняли, что надо соглашаться на американские условия и побыстрее, иначе никакой «отличной сделки» не будет, а вместо нее начнутся, например, ракетные удары, как совсем недавно в Сирии.

Будущее американо-северокорейских переговоров зависит в большей степени даже не от заявлений Трампа, а от итогов предстоящего визита в Пхеньян председателя КНР Си Цзиньпина. Он недавно продлил свои полномочия и, в глазах несменяемого лидера Ким Чен Ына едет в Северную Корею уже не как «хромая утка», которой скоро надо будет передавать пост преемнику, а как равноправный несменяемый «император». От такого уже не отделаешься пустыми обещаниями, в надежде на то, что скоро в Китае произойдет смена власти.

При этом Си Цзиньпин, с учетом торговой войны с США, начавшейся не в пользу КНР, будет стараться получить козырь в виде решающего голоса в корейском урегулировании. Так, чтобы заставить Трампа говорить с Пхеньяном не напрямую, а используя китайское посредничество.

От всего этого и будут, скорее всего, зависеть сроки встречи Трампа с северокорейским правителем. Понятно, что встреча состоится только в том случае, если все решения будут заранее согласованы и даже утверждены, а руководителям надо будет только пожать друг другу руки на камеру и подписать бумаги.

Иван Преображенский