Posted 9 июня 2018,, 18:55

Published 9 июня 2018,, 18:55

Modified 31 января, 19:48

Updated 31 января, 19:48

Ким надеется «пересидеть» Трампа

9 июня 2018, 18:55
Саммит США-КНДР пройдет внешне успешно, но через какое-то время станет ясно, что Пхеньян не сдает всего ядерного оружия, прогнозирует востоковед Андрей Ланьков.

Первый в истории официальный саммита лидеров Соединенных Штатов и Северной Кореи, пройдет 12 июня в Сингапуре. Как мы помним, согласование этой встречи шло, мягко говоря, непросто. На каком-то этапе, когда показалось, что вопрос с ее проведением решен, Дональд Трамп неожиданно заявил, что передумал встречаться в связи с резкими высказываниями Ким Чен Ына.

«Я очень хотел встретиться с вами. К сожалению, после ваших последних заявлений, в которых ощущалась открытая враждебность, я считаю неуместным проведение этого саммита. Встреча в Сингапуре не состоится», — написал он в письме, опубликованном в официальном Twitter Белого дома. После чего создалось впечатление, что встреча отложена на неопределенное время и возможно не состоится никогда. Однако Трамп не перестает удивлять. Буквально через пару дней после этого «отказа» неожиданно было объявлено, что переговоры двух лидеров все-таки состоятся.

Между тем вопросы о том, зачем такая встреча вообще нужна, и прежде всего, американскому президенту, все еще остаются. За разъяснениями по этому и другим вопросам, связанным с предстоящими переговорами Дональда Трампа и Ким Чен Ына, обозреватель «Росбалта» обратился к корееведу, профессору сеульского университета Кунмин Андрею Ланькову.

— Андрей Николаевич, хотел бы задать вам, как ученому, знающему Корею изнутри, простой вопрос: чего вы ждете от встречи Дональда Трампа и Ким Чен Ына?

— Я ожидаю компромисса.

— На какие уступки может согласиться лидер КНДР?

— Северная Корея заявит о своей теоретической готовности начать ядерное разоружение (на практике никакого желания сдавать ядерное оружие у нее нет — совсем наоборот). При этом Пхеньяном будут сделаны значительные уступки. Помимо моратория на ядерные испытания и запуски МБР, равно как и остановки части важных объектов ракетно-ядерного комплекса, КНДР возможно передаст США или третьим странам некоторое количество ядерных зарядов или ядерных материалов (урана и плутония). Возможна и ликвидация некоторых объектов путем их подрыва.

— Чего еще можно ожидать?

— Далее будет согласована некая долгосрочная программа ядерного разоружения, которую Северная Корея будет упорно и, полагаю, в целом успешно саботировать, выигрывая время и пытаясь дождаться того момента, когда Трамп съедет из Белого Дома. Расчет у Пхеньяна на то, что следующий президент США, опасаясь возможной эскалации конфликта и войны на Дальнем Востоке, не пойдет на применение силы против КНДР.

— То есть, вы полагаете, что Ким Чен Ын пошел на переговоры, в первую очередь, из-за своей озабоченности угрозой Трампа нанести по его стране военный удар?

— Готовность КНДР сесть за стол переговоров на таких условиях в первую очередь объяснялась именно беспокойством по поводу возможной американской военной операции, а также потенциальными проблемами с новыми, исключительными по своей жесткости, экономическими санкциями.

— Чего хочет от Трампа Ким, идя на эту встречу, помимо снятия санкций, конечно? Реалистичны ли ожидания обоих?

— В ответ на определенные позитивные шаги со стороны Северной Кореи США заявят о том, что не будут применять против нее силу, а также походатайствуют в Совете Безопасности ООН о смягчении санкций. Если такое смягчение произойдёт, то в нынешней ситуации КНДР может получить доступ к помощи и инвестициям из Южной Кореи: находящиеся сейчас в Сеуле у власти левые националисты вполне готовы завалить Пхеньян деньгами. Северная Корея избежит экономического кризиса (и вызванных им политических неприятностей), равно как и возможной американской атаки.

— А для Трампа, на ваш взгляд, эта встреча — больше вопрос внутренней или все-таки внешней политики?

— Трамп в результате получит существенное снижение угрозы Соединенным Штатам и возможность похвастаться, написав в Twitter, что он, дескать «решил ядерную проблему — не то, что эти слабаки — демократы».

— Таким образом, каков может быть общий итог этой исторической встречи?

— Все будут счастливы и пойдут по домам. Правда, через какое-то время станет ясно, что КНДР не сдает всего ядерного оружия, но к тому времени Трамп уже разошлет все победные твиты.

— Насколько разумна подобная тактика?

— В целом такой поворот событий меня вполне устраивает. У КНДР останется оружие в качестве средства сдерживания, но вот ее возможности грозить соседям сильно снизятся. Чего в этом плохого?

Беседовал Александр Желенин