Posted 14 июня 2018,, 10:31

Published 14 июня 2018,, 10:31

Modified 30 марта, 19:34

Updated 30 марта, 19:34

В Армении уже замахнулись и «на святое»

14 июня 2018, 10:31
В Ереване проходят митинги с требованием отказа от сана Католикоса Гарегина II. Протестующие обвиняют верховного иерарха даже в «моральном разложении».

«Не следует грубо касаться веры — это не остается безнаказанным», — сказал в одной из своих недавних проповедей Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй. Его прямая речь не имела никакого отношения к Армении, в которой вскорости начались процессы, укладывающиеся в предупреждение грузинского иерарха, а именно: в Ереване стали регулярными акции с требованием отказа от сана Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина Второго. В них, помимо «простых граждан», участвуют и несколько священнослужителей. Представители духовенства даже затеяли между собой драку — одни выступают за неприкосновенность Католикоса, в то время как другие требуют его ухода. Раскол в армянской церкви налицо.

Кстати, попытки раскола церкви имеют место и в Грузии, но здесь авторитет Илии II столь высок, что дискредитация патриарха и православия провалилась. Вопрос: почему соответствующий процесс проходит в двух соседних республиках практически параллельно, хоть и по-разному? И не единый ли у них «центр управления»?

Гарегину II и высшим духовным лицам Армянской апостольской церкви (ААЦ) инкриминируют «моральное разложение», протекционизм и прочие грехи. В республике даже создано движение «Новая Армения, новый патриарх». То есть априори ясно, что приход в политику новых людей во главе с премьером Николом Пашиняном напрямую связан со сменой церковной верхушки. Причем под «благовидным» предлогом: в Ереване все чаще звучат утверждения, что Гарегин II был близок к смещенному революционным путем премьеру Сержу Саргсяну. И хотя в Армении церковь отделена от государства, а Католикос избирается пожизненно Высшим духовным советом, это, как оказалось на поверку, не имеет никакого значения. Логика армянских властей и большей части «грантоедов» из так называемого «гражданского общества» остается революционной, не подчиняющейся никаким законам — ни светским, ни церковным.

Претензии к Гарегину Второму в беседе со Sputnik Армения сформулировал, в частности, член вышеупомянутой «Новой Армении» Геворк Язычян, заявивший о необходимости «облагораживания» церкви. «Строительство церквей — это не облагораживание, нужно облагородить души людей, а первыми из них должны быть они сами (то есть священнослужители — прим. автора)», — сказал он. По его утверждению, «многие представители высокого духовенства аргументировано обвиняются в аморальности, многоженстве, вовлеченности в бизнес и прочих вещах». Но насколько «облагородит» церковь драка, затеянная, к примеру, во дворе храма Сурб Григор Лусаворчич в то время, когда в нем Гарегин II проводил церемонию рукоположения? И насколько вписывается в «высокую мораль» митингующих утверждение, что Католикос является «дьяволом»?

Руководитель эчмиадзинской канцелярии епископ Аршак Хачатрян заявил, что Гарегин Второй никуда не собирается уходить и готов к встрече с митингующими. Он выразил сомнение в том, что участники акций протеста являются членами паствы; напомнил, что никто не имеет права требовать от Католикоса отречения от сана. Что же касается «аморального поведения» главы армянской церкви, Хачатрян считает, что доказательств тому нет, и «все это сплетни».

В общем, дело дошло до того, что митингующие нелицеприятно отозвались даже о наиболее любимом армянами и в высшей степени почитаемом ими ныне покойном Католикосе Вазгене Первом. Согласимся, что все это далеко от веры и духовности, и буквально «спаяно» с мирским, принимающим все более уродливые формы. Одно дело скинуть премьера, другое — Католикоса, сколько бы ни было к нему претензий, связанных с «близостью» к экс-премьеру. Так что борьбу против Католикоса можно назвать продолжением борьбы с бывшей властью. Но не только с ней, о чем будет сказано ниже.

Гарегина Второго упрекают и в том, что он «ни разу не дал пресс-конференцию». Почему это должно входить в обязанности духовного наставника верующих, неясно. Ведь, по сути, его «пресс-конференции» — это проповеди и литургии. Но возмущенной «пастве» нет до этого никакого дела. Премьер Пашинян тоже сделал вид, что ему нет дела до происходящего, но так ли это на самом деле? Не наметили ли, под «свежий» ветерок революции, кого-то другого на место Гарегина II? Если это так, повторится «сращивание власти с церковью», в которой тоже обвиняют Католикоса. Но тогда он «сращивался» с одиозным Саргсяном, и это плохо. Теперь же предполагаемый новый глава церкви будет «сращиваться» с революционной властью, что хорошо. Как говорят в Одессе, «это две большие разницы».

Вторая «причина» требования «отставки» Католикоса, что само по себе уже нонсенс, состоит в том, что Армянская апостольская церковь активно выступает против деятельности сект в стране — их, по информации руководителя «Ассоциации противодействия коррупции» Александра Амаряна, в Армении 52 — речь идет об официально зарегистрированных. А по неофициальным данным, сект более 250, и многие из них работают под не религиозными названиями. Понятно, что влияние одной из древнейших христианских церквей создает им серьезную конкуренцию. Соответственно, традиционную для армян религию, а также ее духовного лидера, следует, как минимум, дискредитировать. Довольно распространенная практика, позволяющая тем или иным политическим силам и сектантам пробить себе путь к зомбированию населения в собственных интересах. Но предварительно его, то есть население, следует отвратить от исповедуемой им веры и всех морально-этических принципов, которые она проповедует.

Собственно, такую практику пытались и все еще пытаются применить в Грузии. Но для грузин Илия Второй такая же высокоавторитетная личность, какой в свое время был для армян Вазген Первый. Поэтому «опыты» — скорее всего, заокеанских «старателей», — финансирующих различные НПО соответствующей направленности, большого успеха пока не имеют — Илия II по-прежнему занимает первое место в рейтинге доверия населения, оставив далеко позади себя представителей грузинской власти. Как известно, «вода камень точит», но подточить до основания православие в Грузии и роль в ней церкви она вряд ли сможет.

Но вернемся к ситуации в Армении. Как сказал Амарян на своей пресс-конференции, в кампании против Католикоса есть и вина Эчмиадзина (центр Армянской апостольской церкви). «Но мы забываем, — отметил он, — что Эчмиадзин — наша вера и святыня, и вопросы должны решаться внутри нее, а не на площади, как это делается сегодня». По его словам, в церкви есть «обиженные священнослужители», которые выступают сейчас против Католикоса. Возникает вопрос: почему они заговорили именно сейчас, и не поднимали волнующие их проблемы в самой ААЦ. «Потому, что не могли, — отвечает Амарян. — Если церковь опубликует сейчас все, за что были отлучены эти люди, протестующих не будет. Но она почему-то молчит. Надо не защищаться, а атаковать».

Что же до вины ААЦ, «если Евангелистская церковь предана анфеме, то вести себя надо соответствующе, а не заявлять, что мы — церкви-сестры, и при этом не снимать анафему». Амарян также подчеркнул: «Нельзя забывать о том, что Армянская апостольская церковь сохранила веру в то время, как армяне столетиями находились под мусульманами. Кто сохранил нашу литературу и национальную идентичность? Конечно же, ААЦ». Он также выразил уверенность в том, что за происходящими сейчас в Ереване событиями однозначно стоят секты, использующие уже апробированные технологии.

То есть борьба с традиционными мировыми религиями охватывает уже весь Южный Кавказ. Значит, это кому-то выгодно, и проводников соответствующих интересов достаточно. Активно борется с этим в регионе пока только Азербайджан.